Военные Таджикистана участвуют в учениях на границе с Афганистаном. Фото с сайта www.mort.tj
Российская авиация нанесла удары по противнику и скоплению живой силы и техники на таджикско-афганской границе – эта задача была поставлена на учениях на полигоне «Харб-Майдон» в Хатлонской области Таджикистана 5–10 августа. В учениях приняли участие таджикские и узбекские военные. Россия в случае агрессии со стороны Афганистана обещает помочь странам Центральной Азии.
«В учениях задействовано звено штурмовиков Су-25, ударные вертолеты Ми-24, а также транспортно-боевые вертолеты Ми-8 различных модификаций. На основном этапе учения летчики выполнят задачи по поиску замаскированных баз условного противника, нанесению ракетно-бомбовых ударов по мишеням, имитирующим скопление живой силы и техники», – сообщила пресс-служба Центрального военного округа (ЦВО) 9 августа.
В них задействовано более 2,5 тыс. военнослужащих и около 500 единиц вооружения и военной техники. Десантники отрабатывали приемы выхода из-под ударов переносных зенитных ракетных комплексов условного противника.
Учения проходят на фоне противостояния в Афганистане между «Талибаном» (радикальное движение, запрещенное в РФ) и правительством Ашрафа Гани. США и их союзники вынуждены вмешиваться в ситуацию, поскольку правительственная армия не в силах противостоять талибам. Американские В-52 и боевые беспилотники бомбили позиции талибов в нескольких провинциях Афганистана. Однако талибы уверенно продвигаются. За минувшие выходные они заняли пять провинциальных центров на севере страны у границ со странами Центральной Азии.
Спецпредставитель президента по Афганистану, директор второго департамента Азии МИД РФ Замир Кабулов заявил на днях, что присутствие талибов в северных провинциях Афганистана служит защитой от распространения других террористических группировок в страны Центральной Азии, сообщил «Спутник». Представитель МИДа отметил, что на североафганских территориях длительное время базируются террористические организации, с которыми конфликтуют и сражаются талибы. Дипломат утверждает, что талибы в ближайшее время не несут угрозы странам ЦА, а также напомнил, что фактов пересечения талибами границ Афганистана зафиксировано не было. По мнению Кабулова, движение талибов словами и делом показывает, что занимается только внутренними проблемами Афганистана.
Противостояние также нарастает между талибами и иностранными боевиками международных террористических группировок, в частности «ИГ» (Исламское государство – запрещено в РФ) из-за идеологических расхождений. Талибы обещали избавить Афганистан от экстремистов, вызывая тем самым опасное состояние нестабильности и ее потенциальное распространение на весь регион Центральной Азии.
«Основная угроза в сторону Центральной Азии, и соответственно России, идет не от запрещенного в РФ «Талибана» как такового, а от перспективы нестабильности в самом Афганистане», – сказал «НГ» эксперт-международник Григорий Трофимчук. Он отметил, что когда Советский Союз вводил военный контингент в эту страну, никаких талибов там не было, но угроза нестабильности была на том же уровне. «Другими словами, для стран ЦА главной проблемой являются не конкретно талибы, а все производные тотальной дестабилизации, включая появление самых разных радикалов в приграничных районах, активизацию нетрадиционных исламистов на постсоветской территории и т.п. Поэтому многим комментаторам не стоит без конца повторять, что талибы не двинутся на север дальше своей земли, так как им этого как бы и не надо. Что эти «пахари» будут возделывать исключительно собственный огород. Если бы вопрос состоял только в этом, никто бы особо и не беспокоился в отношении того, кто кого в данный момент убивает в рамках «межафганского диалога», – считает Трофимчук.
По мнению эксперта, военные учения партнеров – как те же российско-узбекско-таджикские – наверное, проводиться должны с положенной им регулярностью. Однако такая картинка способна повлиять в какой-то степени только на налогоплательщиков соответствующих стран, но не на радикалов, не на террористические группировки и армии. Кажется, на них такая демонстрация военной мощи действует в обратном смысле: им хочется побыстрее проникнуть на те территории, по которым так весело пока что ездят эти танки. Это их по-настоящему заводит.
Что касается тезиса о том, что беспокоиться не стоит и что «талибы наведут порядок в Кабуле», то, как отметил Григорий Трофимчук, «мы однажды уже видели, как этот порядок наводится». «Фотографии повешенного Наджибуллы и его соратников до сих пор производят страшное впечатление. Таким образом, угроза эта – прямая. Просто по определению: потому что Афганистан лежит прямо под ЦА. К сожалению, угроза центральноазиатским просторам от излишней демонстрации терпимости наших чиновников к талибам не снимается. Китаю тоже придется об этом думать, так как сегодня эта угроза в отличие от 1979 года – и в его сторону тоже. Рано или поздно Китаю придется применить наконец свою армию, чтобы с помощью талибов или каких угодно других радикалов проверить, чего она стоит на самом деле», – подчеркнул Трофимчук.
Еще одна проблема – это исход мирного населения из Афганистана в приграничные страны. Если Турция строит стену на границе с Ираном, через территорию которого бегут афганцы, то власти Таджикистана, напротив, готовы принять до 10 тыс. беженцев. В Хатлонской области для них строятся палаточные лагеря. Афганские военнослужащие и жители северных провинций Афганистана, преимущественно таджики и киргизы, уже переходили афгано-таджикскую границу со всем скарбом. Но были возвращены обратно.
«Таджикистан и Киргизия – наиболее слабые звенья в системе региональной безопасности. Нужно четко понимать, что главным риском для Центральной Азии остается не «Талибан», а проникновение на территорию этих стран ряда экстремистских группировок, которые талибы, выполняя обязательства, начинают вытеснять из Афганистана. В первую очередь угрозе подвергаются Таджикистан и Киргизия – силы безопасности в этих странах не в состоянии организовать качественную фильтрацию беженцев, провести нормальный комплекс оперативно-разведывательных мероприятий в отношении тех, кто будет приходить на их территорию», – сказал «НГ» заместитель директора Центра стратегических оценок и прогнозов Игорь Панкратенко. Это опасно вдвойне с учетом того, что в этих двух странах уже действует радикальное подполье, поддерживающее связи с ИГ и другими религиозными организациями. В Киргизии – единственной из стран ЦА, разрешена деятельность религиозной организации «Таблиги Джамаат» (запрещена в РФ), которая пользуется поддержкой как со стороны обычного населения, так и со стороны властей.
Силовики Таджикистана раскрыли подпольную деятельность почти десяти радикальных движений на территории страны, заявил глава МВД Рамазон Рахимзода.