Афганистан ждет "момент истины"

афганистан, пакистан, вооруженный конфликт, талибан

Наступление талибов не удается остановить. Фото Reuters

Министерство иностранных дел Афганистана обвинило соседний Пакистан в том, что тот если не прямо помогает, то, во всяком случае, не мешает деятельности движения «Талибан» (запрещено в России). Правительства двух соседних стран ссорятся друг с другом в то время, когда талибы развивают свое наступление, захватывая один город за другим. Сейчас они контролируют уже 65% территории страны. Соединенные Штаты тем временем в столице Катара, Дохе, стараются остановить афганских радикалов дипломатическим путем.

В заявлении МИД Афганистана подчеркивается, что официальный Кабул требует, «чтобы правительство Пакистана предприняло серьезные и ощутимые действия против убежищ террористов» на пакистанской территории, а также перекрыло транспортные пути перемещения талибов.

Требование не новое. Правительство Ашрафа Гани уже обвиняло соседнюю страну в поддержке боевиков. Сообщения о многочисленных выходцах из Пакистана, воюющих за талибов, поступают регулярно. В основном это этнические пуштуны, входящие в радикальные группировки, аффилированные с «Талибаном». В этот раз заявление МИДа примечательно тем, что вышло не только в разгар успешного наступления талибов, захватывающих все новые провинции страны, но и во время переговоров в столице Катара, Дохе.

Там проходят встречи представителей США, Пакистана, России и Китая, а также Узбекистана, ООН и ЕС. Кроме того, ожидается, что в столице Катара будут некие консультации, собственно, американцев с талибами. Правда, насколько они имеют смысл, остается вопросом дискуссионным.

Директор Центра изучения современного Афганистана Омар Нессар в беседе с «НГ» заметил, что предположения об отсутствии единства между политическим и военным крылом движения подтверждаются последними событиями.

Слишком явно не совпадают действия политического офиса талибов в Дохе и боевиков в самом Афганистане. «Их наступление ставит под вопрос выполнение обещаний, которые они давали. Всех обещаний, в том числе России и Китаю, тех, о которых объявили широкой публике, и тех, о которых не объявили», – считает эксперт.

Газета Washington Рost со ссылкой на источники в Пентагоне утверждает, что американские военные отводят правительству Гани после вывода войск США не так много времени на существование. Оно якобы падет через месяц, максимум через три.

По мнению Нессара, не приходится однозначно говорить о том, что падение Кабула – вопрос скорого времени. С одной стороны, военное крыло «Талибана», похоже, действительно сделало ставку на силу оружия. С другой – возможностей для полного уничтожения правительства Ашрафа Гани у талибов может не хватить. «Они вложили в это наступление все, что у них есть. Они привлекают людей из Афганистана и из-за пределов Афганистана. Вместе с тем понятно, что в таком темпе они не могут вести наступление очень долго. Наступит момент, когда оно выдохнется. Тут все зависит от того, смогут ли они добиться достижения своей цели до этого момента», – считает Нессар.

Эксперт полагает, что возможен вариант, при котором талибы не ставят своей целью захватить Кабул. «Возможно, они хотят достичь стратегического превосходства, а потом вернуться к переговорам и пойти на уступки, делая вид, что идут на них под воздействием мирового сообщества», – предположил Нессар.

Сейчас наступление «Талибана» развивается успешно благодаря двум главным факторам: отсутствию авиационной поддержки правительственных сил и низкой мотивации части сторонников кабульской властей. Наступательный порыв талибов годами сдерживала американская авиация. Теперь самолетов и беспилотников США в небе Афганистана все меньше и меньше. Заменить их своими силами правительственные войска не в состоянии. Серьезное сопротивление талибы встречают там, где им противостоят формирования, где не преобладают этнические пуштуны. С ними идут упорные бои. Однако, судя по карте продвижения «Талибана», движение успешно побеждает и в регионах, населенных не пуштунами.

Нессар полагает, что в ближайшее время у талибов задача-минимум – удержать стратегически важный город Кундуз и одноименную провинцию. А задача-максимум – захват Мазари-Шарифа. Это четвертый по величине город страны, и потеря контроля над ним будет равнозначна для правительства потере контроля над севером Афганистана. К битве за Мазари-Шариф готовится Гани, который лично выехал в этот город. «Ближайшие три-четыре дня покажут, как ситуация будет развиваться, выдохнется наступление талибов или нет», – прогнозирует Нессар. 

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *