Фото Reuters
Готовность вести прямые переговоры с властями Саудовской Аравии не помешала Ирану усилить снабжение повстанцев-хуситов в Йемене. С такими выводами выступил Пентагон, обратив внимание на растущую техническую оснащенность мятежников, которые в последние дни снова оказались в центре внимания из-за атаки на танкер Mercer Street в Аравийском море. Причастность йеменцев к этому нападению не доказана, но в хуситах все равно видят угрозу.
О растущей опасности хуситов заявила заместитель помощника главы Пентагона по делам Ближнего Востока Дана Строул. Выступая на заседании сенатского комитета по международным отношениям, она проинформировала, что в первой половине этого года хуситы из движения «Ансар Аллах», совершили на саудовские позиции нападений больше, чем за последние несколько лет. В то же время Иран «увеличивает летальность и сложность как оборудования, так и опыта, которые он передает хуситам», чтобы те могли наносить наибольший урон Саудовской Аравии.
В последнее время движение «Ансар Аллах» продемонстрировало, что может атаковать саудовские позиции с нескольких направлений. В конце июля возглавляемая Эр-Риядом коалиция перехватила и уничтожила сразу три заминированных беспилотных летательных аппарата (БПЛА), которые одновременно были направлены йеменскими повстанцами в сторону южных регионов Саудовской Аравии. Но агрессию с юга прекратить не удается. Более того, именно хуситов заподозрили в запуске дрона, который атаковал проходивший в Аравийским море танкер Mercer Street (см. «НГ» от 10.08.21).
Отвечая на вопрос сенатора-республиканца Тодда Янга о том, были ли йеменская территория использована для нападения на Mercer Street, Строул заявила, что может подтвердить эти сообщения. «Это было одностороннее нападение дронов при поддержке Ирана», – отметила она. Однако позже пресс-службе Пентагона пришлось дезавуировать эти высказывания: прямая связь инцидента с йеменской ареной пока не доказана. Впрочем, Великобритания, чей гражданин погиб в результате диверсии против Mercer Street, считает иначе: специально для расследования в Йемен, как утверждают таблоиды, прибыл спецназ Соединенного Королевства.
Сообщения же о перехвате иранских поставок йеменским повстанцам появляются регулярно. В мае американскому ракетному крейсеру удалось задержать в Аравийском море судно, которое шло без опознавательных знаков. На его борту военные обнаружили крупную партию вооружений: тысячи автоматов российского и китайского производства, российские противотанковые ракетные комплексы, снайперские винтовки и пулеметы. По версии американского оборонного ведомства, этот груз иранская сторона направила хуситам. Баллистические ракеты, которые члены «Ансар Аллах» запускают в направлении Саудовской Аравии, чаще всего представляют собой иранский продукт, уверяют эксперты.
Мониторинговая миссия ООН представила в начале этого года доклад, в котором утверждалось: «Появляется все больше свидетельств того, что физические или юридические лица в Исламской Республике Иран занимаются отправкой оружия и его компонентов хуситам». Все это происходит в условиях, когда между Тегераном и Эр-Риядом ведется прямой диалог о нормализации отношений. Консультации о снижении региональной напряженности проходят, как правило, в Багдаде. К настоящему моменту между иранцами и саудовцами прошло несколько раундов встреч. На этом фоне иранский официоз даже делал предположения, что страны могли бы восстановить работу дипломатических представительств.
Комментируя «НГ» обвинения в адрес Ирана, эксперт Российского совета по международным отношениям Кирилл Семенов заметил, что поставки йеменским повстанцам рассчитаны далеко не на «внутреннее потребление». «Иран пытается поставить хуситам прежде всего не столько то оружие, которое способно переломить ход операций в самом Йемене, сколько то, которое они могли бы использовать для резонансных атак на различные объекты в Саудовской Аравии, – заявил аналитик. – Тем самым Иран привлекает внимание к себе, потому что его принято считать главным спонсором хуситов». По словам Семенова, такая информационная кампания играет на руку Тегерану. «В действительности Иран не способен обеспечить массовые поставки вооружений, которые можно использовать на поле боя: нет таких ресурсов, – обратил внимание эксперт. – Поставки идут целевые: это современные виды вооружений, которые удается доставить в разобранном состоянии. Потом их уже собирают в Йемене».