Газа в украинских хранилищах на зиму может не хватить. Фото Reuters
В украинских подземных газовых хранилищах накоплено более 17 млрд куб. м газа на зиму. Формально этот показатель соответствует планам правительства. Но эксперты считают, что на весь отопительный сезон может не хватить. Срочно купить газ в Европе сложно, поскольку сейчас на европейских рынках установлены рекордно высокие цены. А платить придется потребителям.
Глава национальной компании «Нафтогаз» Юрий Витренко ранее сказал журналистам, что ситуация на европейских рынках не повлияла на украинские планы покупки газа. В августе львиная доля импортного газа поступала из Венгрии, относительно небольшие объемы – из Словакии и Польши. «У нас есть планы по импорту и закачиванию импортированного газа (в хранилища. – «НГ»), мы их не меняем, даже невзирая на рост цены. У нас хватает ликвидности…» – процитировали Витренко информагентства. Хотя правительство поставило задачу накопить до начала отопительного сезона 17 млрд куб. м газа, в компании надеялись увеличить показатель до 19–20 млрд куб. м.
В прошлом году к осени было накоплено 28,5 млрд куб. м газа, из этого объема 9,3 млрд куб. м составили импортные поставки из ЕС. Отопительный сезон длился дольше обычного из-за холодов. Но на конец апреля в хранилищах осталось более 15 млрд куб. м газа. К этому остатку и нужно было добавить несколько миллиардов кубометров. В июне сообщалось о запасе в 15,5 млрд куб. м. Чиновники уточняли, что это почти на четверть больше обычного показателя на начало лета. Но эксперты отмечали, что указанный объем на 13% меньше показателя предыдущего года. Сейчас, когда запасы, по официальным данным, увеличились до более чем 17 млрд куб. м, эксперты снова делают неприятные для власти уточнения.
Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич, которого цитирует издание «Страна», проанализировал, какой именно газ находится в хранилищах: «4,6 млрд куб. м – буферный газ долгосрочного хранения, та самая техническая подушка, которая позволяет обеспечивать закачку и отбор. Это – неснижаемый остаток… Таким образом, остаток газа, который можно поднять и использовать, – 12,86 млрд куб. м». Из этого объема, по данным Марунича, 3,8 млрд куб. м – газ, принадлежащий европейским трейдерам, которые могут его продать не обязательно в Украине; 0,6 млрд куб. м – нерастаможенный газ украинских компаний; еще 0,2 млрд куб. м находится на неподконтрольной Украине территории, Вергунском хранилище. «Итого реальный запас газа – 8,3 млрд куб.м., из которых 3 млрд куб. м – это неснижаемый запас поставщика «последней надежды», то есть дочерней компании «Нафтогаза». Это условие конкурса, проведенного кабмином. В результате на текущую дату из хранилищ можно взять и отдать потребителям 5,3 млрд куб. м».
Эксперт отметил, что в Украине есть газ собственной добычи, но вопрос в том, хватит ли его. В прошлые годы другими составами правительства ставилась задача нарастить объемы, этой целью частично оправдывали стремительный рост тарифов. Но дополнительная нагрузка на потребителей не позволила дочерней компании «Нафтогаза» – «Укргаздобыче» – улучшить показатели. Сообщалось, что за семь месяцев текущего года компания сократила добычу на 4% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. За первое полугодие было добыто 9,75 млрд куб. м газа. «Очевидно, что «Нафтогазу» придется закупать очень дорогой импортный газ», – считает Дмитрий Марунич.
Нюанс в том, что в Украине начал действовать закон о рынке газа, согласно которому все потребители, выбирая поставщиков, должны платить рыночную цену за газ. Весной, когда тарифы взлетели, правительству пришлось принимать временные меры, устанавливая фиксированную цену до конца отопительного сезона. Осенью с.г. эта мера уже не действует. А потребителей ожидает еще и повышение тарифов на отопление. Дело в том, что в соответствии с новым законом с мая с.г. в отношении производителей тепла, горячей воды и электроэнергии перестал действовать механизм выполнения предприятиями спецобязанностей. Как пояснило издание «Экономическая правда», речь идет преимущественно о коммунальных предприятиях: «Ранее цену на газ для них устанавливал не рынок, а компания «Нафтогаз». Теперь и для этих производителей ввели рыночные условия. Ассоциация «Укртеплокоммунэнерго» заявила, что «это неизбежно приведет к повышению тарифов на тепловую энергию для населения, к возможному срыву подготовки к отопительному сезону 2021/22, а также к отсутствию средств на модернизацию и ремонт тепловой инфраструктуры». «В совокупности это может привести к коллапсу в отрасли», – отмечают специалисты. Производители потребовали от правительства поставлять им газ украинской добычи, который, очевидно, стоит дешевле импортного.
Партия «Батькивщина» Юлии Тимошенко требует от правительства поставлять украинский газ не только для предприятий тепловой энергетики, но и для населения. Депутат от этой партии Алексей Кучеренко, который ранее возглавлял Министерство по вопросам ЖКХ, заявил, что в Украине накоплены задолженности за газ, тепло, электроэнергию, горячую воду. Принятый недавно Радой закон позволил частично решить проблему старых долгов: «Часть реструктуризировали, часть списали, чтобы предприятия могли готовиться к зиме. Фракция партии «Батькивщина» и другие депутаты предложили вполне конкретную поправку – чтобы цена на газ, поставляемый для предприятий тепловой энергетики и населения, формировалась по простой формуле: себестоимость газа компании «Укргаздобыча» плюс рентабельность». Кучеренко отметил, что правящая партия эту поправку не поддержала, «потому что сейчас в Украине создана мошенническая схема, которая позволяет монополии «Нафтогаз» покупать украинский, относительно более дешевый газ и перепродавать его украинцам по тройной цене». По словам депутата, себестоимость украинского газа составляет 2,6 грн за 1 куб. м, а «Нафтогаз» продает его по цене около 8 грн.
Петр Порошенко, в период президентства которого в Украине начала раскручиваться спираль повышения стоимости газа и услуг ЖКХ, сейчас тоже критикует команду Владимира Зеленского. Но он говорит о необходимости увеличения помощи малоимущим: «Что мы делали? Использовали механизм субсидий. Это очень просто: люди, наименее защищенные слои населения, которым не хватает денег на оплату жилищно-коммунальных услуг, получали от государства по очень простой процедуре компенсацию – субсидию». Порошенко гордится тем, что в период его работы 7 млн украинских домохозяйств получали субсидии, то есть стали настолько бедными, что не могли оплатить коммуналку: «Сейчас вместо 7 млн осталось 3 млн. Значит, 4 млн домохозяйств остались один на один со своими проблемами».
Партия «Оппозиционная платформа – За жизнь» критиковала тарифную политику времен Порошенко и сейчас критикует действия команды Зеленского. Этот лагерь оппозиции, который в Украине считают пророссийским, требует возобновить прямые поставки российского газа и создать украинско-российско-европейский газотранспортный консорциум по эксплуатации газотранспортной системы Украины. Правительство об этом даже не упоминает. Руководитель «Нафтогаза» Витренко недавно сказал телеканалу «Украина 24», что «Газпром» ранее продавал Украине слишком дорогой газ, стоимость которого значительно превышала стоимость транзита российского газа в Европу по украинской территории. «Сейчас мы тратим меньше на весь импортный газ (из Европы. – «НГ»), нежели получаем за транзит (от России. – «НГ»). Украина в плюсе, мы получаем деньги в госбюджет. Какие-то договоренности, которые приведут к тому, что деньги из Украины будут утекать в Россию, нам не нужны», – отметил Витренко.
Украинские предприниматели не спорят с этой стратегией, но требуют от правительства обратить внимание на то, что украинские потребители могут платить по европейским тарифам. Недавно в Киеве состоялось заседание правления Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) и Антикризисного совета общественных организаций. Речь шла о новом повышении тарифов. «За год цена на электроэнергию повысилась почти на 37%, на газ – на 75%. Граждане не в силах выдержать такую нагрузку, учитывая крайне низкую платежеспособность, увеличивающуюся бедность, нехватку хорошо оплачиваемых рабочих мест. Цены и тарифы опережают рост реальных доходов людей. Страдает от тарифной гонки промышленность, малый и средний бизнес…» – подчеркнул глава УСПП Анатолий Кинах.
Участники заседания отметили, что «если 60% граждан не могут себе позволить своевременно и в полном объеме оплачивать коммунальные услуги, то проблему тарифов следует считать критической». «Субсидии помогают в том случае, если ими пользуются 6–7% населения. Иначе такая помощь превращается в социальный раздражитель», – сделали вывод участники заседания УСПП. Украинский союз промышленников и предпринимателей требует от правительства как можно скорее провести специальное заседание, посвященное энергетическим и тарифным вопросам. Если ситуация не изменится, в Украине возможны бунты, предостерегают эксперты. Этот тезис подтверждается данными опроса, который весной провел Центр Разумкова: 93% граждан считают, что в стране завышены тарифы на электроэнергию, газ и тепло. Только 3% назвали тарифы оптимальными. По данным центра, 29% респондентов возложили вину за нынешнюю тарифную политику на правительство, 24% – на президента, 13% – на Нацкомиссию, осуществляющую госрегулирование услуг ЖКХ, 9,5% – на Верховную раду, 7% – на энергокомпании, 5% – на «Нафтогаз».
Киев