Встреча Путина и Зеленского еще обсуждается, но уже теряет смысл

путин, украина, зеленский, политика, кризис, донбасс, минские соглашения

Андрей Ермак первым выдвинул идею обновления Минских соглашений.
Фото с сайта www.president.gov.ua

В седьмую годовщину подписания Минских соглашений в Киеве демонтировали памятный знак дружбы столиц Украины и России, установленный в 2001 году. Решение о демонтаже обсуждалось и откладывалось с 2014 года. То, что его приняли и выполнили именно сейчас, можно считать яркой иллюстрацией того, как изменились настроения украинской стороны и ее отношение к Минским соглашениям.

В решении Киевсовета сказано, что, мол, Россия «угрожает сохранению суверенитета Украины вопреки мирным соглашениям. Поэтому памятные знаки в честь дружбы утратили смысл». Упомянутые мирные соглашения подписывались дважды. 5 сентября 2014 года, после Иловайского котла, был утвержден «Минск-1», первым пунктом которого значилось полное прекращение огня, а последним – передача контроля над границей между Украиной и РФ по линии Донбасса. Остальные 10 пунктов предполагали как решения, позволяющие обеспечить безопасность в регионе (отвод войск и военной техники), так и политические решения (амнистия, проведение местных выборов, предоставление расширенных полномочий местным органам власти в Донбассе).

В сентябре 2014 года в Киеве задались целью немедленно прекратить боевые действия. Поэтому тогда был написан законопроект об амнистии, подготовлены другие документы в рамках Минских соглашений. Но они не выносились на голосование – в отличие от закона «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Этот документ Верховная рада утвердила сразу же, в сентябре 2014-го. Украинские депутаты гарантировали широчайшие полномочия местной власти на неподконтрольной Киеву части Донбасса. Но состав этих органов власти требовалось избрать согласно украинскому законодательству в декабре 2014 года. А за месяц до назначенного срока в ДНР и ЛНР провели не согласованные с Киевом выборы глав и парламентов республик. Это принципиально изменило ситуацию: в закон «об особом статусе» Верховная рада внесла поправку о том, что он начнет действовать только после выполнения всех пунктов Минских соглашений, посвященных обеспечению безопасности, иными словами, после ликвидации ДНР/ЛНР.

Ко времени внесения поправки в Донбассе снова обострилась ситуация. И после боев у Дебальцево в феврале 2015-го был подписан второй документ по мирному урегулированию – «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений» («Минск-2»). Исходя из названия, этот документ уточнял и регламентировал реализацию «Минска-1». Подход остался прежним: пункты, посвященные обеспечению безопасности, следовало выполнять вперемежку с политическими пунктами. По мнению украинской власти, это привело бы к легализации ДНР/ЛНР и к предоставлению республикам особого автономного статуса. Киев еще в период президентства Петр Порошенко отказался от такого плана, заявив, что конечной целью урегулирования должно стать возвращение под полный контроль Украины всей довоенной территории Донбасса. Поэтому с 2016 года предлагалось разделить Минские соглашения на две части: вначале выполнить все пункты, связанные с обеспечением безопасности, затем решать политические вопросы. В ДНР/ЛНР этот план не приняли, а Россия порекомендовала украинскому руководству вступить в прямые переговоры с Донецком и Луганском. С тех пор ситуация фактически заморожена.

Владимир Зеленский еще в период предвыборной кампании говорил о необходимости найти выход из тупика. Предлагалось несколько планов, но все они сохраняли прежний подход о разделении договоренностей на две части. В начале с.г. глава офиса президента Украины Андрей Ермак заявил телеканалу «Украина 24», что в той редакции, в которой с 2014–2015 годов существуют «Минск-1» и «Минск-2», выполнить соглашения невозможно. Он предложил подумать об обновлении документов. В тот период украинский вице-премьер, замглавы украинской делегации на Минских переговорах Алексей Резников сказал на брифинге, что Киев не отказывается от прежних договоренностей, но предлагает обновить их: «Минские соглашения носят политико-дипломатический характер. Это – соглашения, а никак не международный договор, не закон. Но это не означает, что Украина может отказаться от Минских соглашений. Они остаются единственной базой, которая сейчас существует, принципы и главные цели которой – прекращение войны в Донбассе».

Нюанс в том, что в Украине убеждены: на востоке длится не внутренний конфликт, а «вооруженная агрессия со стороны РФ». Этот подход закреплен в украинском законодательстве, его разделяет большинство населения страны. Поэтому Киев, говоря о выполнении Минских соглашений, обращается к Москве. А в России, как известно, отрицают какую-либо причастность к конфликту в Донбассе и настаивают на прямых переговорах Киева с Донецком и Луганском. Очередной виток этого противостояния начался весной с.г., когда Владимир Зеленский выступил с публичным заявлением, в котором пригласил Владимира Путина встретиться в Донбассе и обсудить ситуацию.

Российский президент уточнил, что может обсуждать с Зеленским только проблемы в украинско-российских отношениях, к числу которых не относится ситуация в Донбассе: На днях пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков уточнил, что вопрос о принадлежности Крыма тоже не может значиться в повестке дня. Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба, в свою очередь, заявил: «У нас создается впечатление, что российская сторона постоянно находит отговорки, чтобы избежать встречи».

Пока стороны обмениваются заявлениями о возможной встрече президентов Украины и РФ, состоялись переговоры Владимира Путина и Владимира Зеленского с американским президентом Джозефом Байденом. Любопытно, что в седьмую годовщину подписания «Минска-1» посольство США в Украине призвало Россию «полностью выполнить свои обязательства, вывести свои силы из Украины и вернуть полный контроль над ее международно-признанными границами». Говоря о позиции Вашингтона, спикер украинской делегации на Минских переговорах Алексей Арестович в интервью телеканалу «Дом» сказал, что Владимир Зеленский в ходе визита в США на прошлой неделе предложил «несколько вариантов решения вопроса – создание новой системы давления на Российскую Федерацию с целью ее принуждения к выполнению международных обязательств, и эти варианты предусматривают участие Соединенных Штатов».Арестович подчеркнул: «Минские соглашения – это добровольное соглашение сторон… Минские соглашения не являются обязательными». Он пояснил, что в резолюции Совбеза ООН по поводу «Минска-2» сказано лишь, что Совбез ООН приветствует и одобряет подписание документа: «Но формулировка «приветствует и одобряет» не делает обязательными к исполнению эти соглашения». 

Киев

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *