Максим Знак и Мария Колесникова приняли решение суда достойно. Фото Reuters
Лидер белорусских протестов Мария Колесникова осуждена на 11 лет лишения свободы в колонии общего режима, юрист Максим Знак – на 10 лет в колонии усиленного режима. В ЕС осудили приговоры и приступили к разработке пятого пакета санкций против белорусских властей. Причиной санкционного давления являются не только репрессии, но и продолжающийся миграционный кризис на границе с Европой.
Приговор Марии Колесниковой и Максиму Знаку Минский областной суд вынес в понедельник. Их признали виновными по трем статьям уголовного кодекса: призывы к действиям, угрожающим национальной безопасности; сговор с целью захвата государственной власти неконституционным путем; создание экстремистского формирования и управление им. Суд проходил в закрытом режиме, все участники процесса находятся под подпиской о неразглашении обстоятельств дела. Поэтому никакой информации об аргументах обвинения нет.
Заседание с оглашением приговора было объявлено открытым. С утра к зданию суда выстроилась очередь желающих попасть на процесс, в том числе пришли и зарубежные дипломаты. Однако попасть в зал суда смогли только родственники подсудимых. Европейским дипломатам было заявлено, что им для посещения заседания требуется разрешение МИД Белоруссии. Как рассказали представители защиты, когда они вошли в зал заседаний, то там уже все места кроме первого ряда были заняты какими-то людьми. На этот свободный ряд и смогли претендовать лишь родственники Колесниковой и Знака.
Также на оглашение приговора были допущены журналисты государственных СМИ. На опубликованных ими фото и видео видно, что подсудимые настроены бодро. Мария Колесникова даже в наручниках показывала свой фирменный знак – сердце. «Они не чувствовали себя подсудимыми. Они чувствовали себя выше этого. Я видел, как они переживают не оглашение срока, они переживали за нас – родителей, как мы это перенесем. Слава богу, их поведение, их уверенность в себе, их возвышенное положение здесь, оно и меня успокаивало», – сказал собравшимся у здания суда отец Марии Колесниковой Александр Колесников. «Суд не сдал свой основной экзамен. Такие события являются знаковыми. То есть мы с вами получили скорее всего сигнал, что менять мы ничего не хотим, и не собираемся, и не будем», – оценил он вынесенный приговор.
Такого же мнения придерживаются эксперты и международная общественность. Накануне его оглашения никто не питал иллюзий относительно возможного смягчения. «Справедливого суда никто не ждал, его нет в Беларуси уже четверть века, но все же… Марии Колесниковой 11 лет тюрьмы, Максиму Знаку – 10! Ни за что. И то, что ни за что, знают все. В том числе те, кто судил», – написал на своей странице в социальной сети белорусский поэт, экс-кандидат в президенты 2010 года Владимир Некляев.
Как сообщалось, максимальный срок по статьям обвинения – 12 лет. «Этот приговор незаконный и необоснованный. Он не основан на доказательствах», – сказал по итогам процесса адвокат Максима Знака Евгений Пыльченко. Он сообщил, что защита намерена обжаловать приговор.
С официальным заявлением в связи с вынесением приговора Марии Колесниковой и Максиму Знаку выступил представитель европейской службы внешних действий Петер Стано. «ЕС сожалеет о продолжающемся вопиющем неуважении минским режимом прав человека и основных свобод народа Беларуси», – говорится в нем. Марию Колесникову Петер Стано называет символом движения за демократическую Белоруссию, а обвинения в адрес ее и Максима Знака – «необоснованными». «ЕС также повторяет свои требования о немедленном и безоговорочном освобождении всех политических заключенных в Беларуси (в настоящее время их насчитывается более 650), в том числе г-жи Калесниковой и г-на Знака, журналистов и всех людей, находящихся за решеткой за осуществление своих прав. Беларусь должна придерживаться своих международных обязательств и обязательств в рамках ООН и ОБСЕ. ЕС продолжит свои усилия по привлечению к ответственности за жестокие репрессии со стороны белорусских властей», – говорится в заявлении. «Приговор Марии Колесниковой и Максиму Знаку свидетельствует о том, что белорусские власти продолжают наступление на борцов за демократию и свободу. Режим Лукашенко должен прекратить эти репрессии и освободить всех политических заключенных», – высказался по этому поводу министр иностранных дел Великобритании Доминик Рааб.
Напомним, что Мария Колесникова после задержания экс-главы «Белгазпромбанка» Виктора Бабарико возглавила его избирательный штаб и присоединилась к штабу зарегистрированной кандидатом в президенты Светланы Тихановской. Также к ним присоединилась команда незарегистрированного кандидатом в президенты Валерия Цепкало. Его жена Вероника Цепкало, Мария Колесникова и Светлана Тихановская провели красивую избирательную кампанию, собиравшую тысячные митинги.
Юрист Максим Знак был доверенным лицом Виктора Бабарико. Уже после того, как самого экс-банкира взяли под арест, Знак смог подать в ЦИК пакет документов на регистрацию Бабарико кандидатом в президенты. Впрочем, это не повлияло на планы власти не допустить сильного кандидата к президентской гонке. ЦИК отказал Бабарико, сославшись на некие документы госконтроля о наличии доходов, не отраженных в декларации. После выборов Максим Знак и Мария Колесникова вошли в состав президиума Координационного совета, который представлял белорусскую протестную общественность. КС ставил своей целью преодоление политического кризиса и мирный транзит власти. Именно этот орган власти обвинили в попытке захвата власти неконституционным путем. Под уголовное преследование попали не только все члены президиума, но и многие рядовые участники. Те, кто остался на свободе, вынуждены были бежать за границу. Мария Колесникова была задержана год назад. Ее просто выкрали посреди улицы и пытались вывезти в Украину, однако на границе она порвала свой паспорт и вернулась в Белоруссию, тем самым предпочтя тюрьму эмиграции. Максим Знак был задержан в помещении избирательного штаба Виктора Бабарико.
ЕС и США пытаются воздействовать на режим Лукашенко санкциями. В понедельник главы МИД стран ЕС на встрече в Брюсселе должны были приступить к формированию пятого пакета санкций. Об этом рассказывал советник Светланы Тихановской Франак Вечерка. По его информации, обсуждается возможность введения секторальных санкций, а также формирование очередного индивидуального списка из тех, кто причастен к репрессиям. Комиссар ЕС по внутренним делам Илва Йоханссон заявляла, что ЕС может приостановить действие визового кодекса ЕС для людей, связанных с белорусским режимом.
Минск