В Варшаве считают, что крученой проволоки на границе с Белоруссией уже недостаточно. Фото Reuters
На заседании польского правительства во вторник принято решение о направлении президенту Анджею Дуде ходатайства о продлении чрезвычайного положения, введенного 2 сентября в 183 населенных пунктах Подляского и Люблинского воеводств на 30-дневный срок (см. «НГ» от 06.09.21). С предложением увеличить его еще на 60 дней выступил глава МВД Мариуш Каминьский.
Утром до заседания кабмина премьер-министр Матеуш Моравецкий и президент Анджей Дуда обсудили возможность продления ЧП. «Президент примет решение по этому вопросу до пятницы», – сообщил его пресс-секретарь Блажей Спыхальский.
Согласно Конституции, в случае угрозы конституционному строю государства, безопасности граждан или общественного порядка президент по просьбе Совмина может ввести ЧП на срок не более 90 дней. Причем его продление допускается только один раз и теперь возможно на срок не более 60 дней. Указ президента должен поступить на рассмотрение Сейма (нижней палаты парламента) и может быть отклонен абсолютным большинством депутатов. Однако это трудно представить, пока партия власти «Закон и справедливость» (ЗиС) с партнерами по правящей коалиции занимают подавляющие позиции в депутатском корпусе, притом что и сама тема для оппозиции крайне щепетильна, поскольку связана с проблемной для Польши Белоруссией.
Тем не менее скандал уже назревает. ЗиС пробивает проект, который предполагает, что продление ЧП потребует только простого большинства голосов. Тревогу забил председатель оппозиционной Крестьянской партии Владислав Косиняк-Камыш: «Чрезвычайное положение должно быть продлено на тех же принципах, что и было введено».
Месяц назад представители правительства обосновали необходимость введения ЧП кризисной ситуацией с мигрантами на границе с Белоруссией, обвинив Александра Лукашенко в ведении гибридной войны. Еще одним аргументом стали проведенные 10–16 сентября совместные белорусско-российские стратегические учения «Запад-2021», которые, как накалял страсти Моравецкий, «не шутки, а очень серьезные учения».
Накануне министр Каминьски заявил, что ситуация на границе с Белоруссией крайне напряженная и он будет рекомендовать правительству продлить ЧП еще на 60 дней. «Отказ от чрезвычайного положения был бы очень опасным и плохим сигналом для режима Лукашенко, политической целью которого является дестабилизация ситуации в Польше и Европейском союзе», – заявил он.
Министр указал на провокационные инциденты с участием сотрудников погранслужбы Белоруссии и попытки массового нарушения целостности польской границы, что, по его словам, вызвано политическими соображениями Минска. Он сообщил, что с августа польские службы зафиксировали 9,4 тыс. попыток нелегального пересечения границы, 8,2 тыс. из них пресечены в пограничной полосе, а у многих из почти 1,2 тыс. задержанных и находящихся в охраняемых центрах нелегалов поддельные документы или вообще нет удостоверений личности.
В свою очередь, министр обороны Мариуш Блащак проинформировал, что польско-белорусскую границу охраняет сейчас около 4 тыс. пограничников и почти 600 полицейских. Глава военного ведомства добавил, что пограничников ежедневно поддерживают 2,5 тыс. военнослужащих, количество которых может быть увеличено, «когда возникнет такая необходимость». В Минобороны сообщили, что в понедельник вдоль польско-белорусской границы началось строительство специальных укреплений, которые послужат пограничникам и военным при плохой погоде.
В Варшаве не устают повторять, что вставшая на пути нелегальных мигрантов на границе с Белоруссией Польша предотвращает их нашествие на Западную Европу. Причем польские власти не сомневаются, что за миграционным кризисом стоит Россия. «Мы имеем дело с операцией, срежиссированной в Минске и Москве», – заявляет премьер Моравецкий.
В Варшаве всерьез задумались, что пора потрясти мошну ЕС и потребовать выделения средств на охрану и защиту восточной границы сообщества. По мнению замминистра внутренних дел Мачея Вонсика, выделяемая сумма на каждый день могла бы составлять 500 тыс. евро.
Интересно, что озвученная сумма адекватна той, выплачивать которую Евросоюзу должна Польша по принятому неделю назад решению Европейского суда юстиции в Люксембурге в виде штрафа за нарушения постановления суда ЕС по прекращению добычи угля на шахте «Турув». Тлеющий польско-чешский угольный конфликт на западе и польско-белорусский миграционный кризис на востоке Польши идут по одному прейскуранту.