Премьер-министр Казахстана Аскар Мамин принял участие в СОР26. Фото пресс-службы премьер-министра Республики Казахстан
Двухнедельная климатическая конференция (COP26), стартовавшая 31 октября в шотландском Глазго, стала экзаменом для мировых лидеров на реальную, а не декларативную готовность бороться с динамикой глобального потепления. Основной задачей встречи на высшем уровне является хотя бы частичное приближение к той цели, которая отражена в тексте заключенного шесть лет назад Парижского соглашения, – обуздать рост средней температуры в мире ниже 2°С сверх доиндустриальных уровней и сделать все зависящее, чтобы «красной линией» для глобальных игроков стала планка в 1,5°С. Это потребует не только разработки программ сокращения выбросов и введения новых экономических правил, но и готовности бизнеса следовать принципам ESG.
Главным вызовом до настоящего времени оставалась разница во взглядах мировых лидеров на значение климатических изменений. Впрочем, не будет преувеличением сказать, что их скепсис по поводу необходимости борьбы с глобальным потеплением может отражать настроения, существующие на разных уровнях общества. В частности, эксперты фиксируют, что российский потребитель пока что не обращает пристального внимания на природоохранные меры компаний (41% против 54%) – гораздо больше покупатели озабочены происхождением продукции (70% против 55%). Соответствующие вопросы есть и к промышленникам. По оценкам российских официальных лиц и исследователей, таяние вечной мерзлоты вскоре может повредить пятую часть всей нефтегазовой инфраструктуры страны, что приведет к многомиллиардным убыткам.
Интересно то, как на теме борьбы с климатическими изменениями сфокусирован сейчас Казахстан, который работает над механизмами вовлечения в «зеленую» повестку. В декабре прошлого года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в своем видеообращении на Саммите по климатическим амбициям, приуроченном к пятилетней годовщине принятия Парижского соглашения по климату, заявил о достижении страной углеродной нейтральности к 2060 году. Перевод этой идеи в практическую плоскость обеспечит Доктрина углеродной нейтральности Казахстана до 2060 года, о разработке которой Токаев сообщил 13 октября 2021 года на международной конференции «Пути достижения целей Парижского соглашения и углеродной нейтральности Казахстана».
1 ноября премьер-министр Казахстана Аскар Мамин принял участие в СОР26. Как отметил глава правительства, разрабатываемая Доктрина углеродной нейтральности предполагает запуск масштабных реформ во всех сферах экономики с акцентом на энергетику, обрабатывающую промышленность, сельское и лесное хозяйство, транспорт, ЖКХ и утилизацию отходов.
Отдельно глава правительства подчеркнул, что важную роль в достижении углеродной нейтральности сыграют увеличение устойчивости землепользования и водопользования, энергетической эффективности экономики, электрификации, а также всеобъемлющее применение экологически чистых источников энергии.
Премьер-министр Аскар Мамин и управляющий
МФЦА Кайрат Келимбетов (справа) обсуждали
на форуме в Глазго варианты адаптации
национальной экономики к принципам ESG
Мамин сообщил, что Казахстан рассчитывает нарастить объем энергии из возобновляемых источников в пять раз, доведя показатель с 3 до 15%, а выработку энергии из экологически чистых источников – примерно в два раза (с 20 до 38%). Премьер-министр отметил, что Нур-Султан повысит потенциал поглощения углерода за счет посадки свыше двух миллиардов деревьев к 2025 году. «Планируется, что доля вырабатываемой из угля энергии снизится с 70% до 40%», – также сообщил он.
Также в прошедших в Глазго мероприятиях принял участие управляющий Международным финансовым центром «Астана» (МФЦА) Кайрат Келимбетов. Именно этот финансовый хаб нового поколения традиционно артикулирует интересы Нур-Султана в климатической повестке и предлагает свои варианты адаптации национальной экономики к принципам ESG. Показательно то, что на бирже МФЦА – Astana International Exchange (AIX) – были сформированы необходимые условия для выпуска не только обычных «зеленых» облигаций, но и «зеленых» сукуков. Это облигации, которые соотносятся с нормами исламского финансирования. Годом ранее на AIX уже состоялось первое размещение «зеленых» бондов.
МФЦА активно вовлечен в тему ESG в том числе на уровне осмысления направлений развития, определяемых современными вызовами в климатической сфере. Ранее в интервью на казахстанском канале TALAP Кайрат Келимбетов констатировал: «Казахстан хорошо соответствует намерению присоединения к Парижскому соглашению и задачам по снижению выбросов. Это серьезный шаг вперед, но нам уже надо думать и по другим направлениям». Управляющий МФЦА подчеркнул: полная перезагрузка экономической политики должна исходить из баланса интересов.
«Сейчас начинается серьезная большая климатическая повестка, – заметил Келимбетов. – Нужно найти правильный баланс. Должны быть учтены, с одной стороны, климатическая политика, которую ты не можешь игнорировать, потому что это новая реальность, с другой стороны, собственная социальная и экономическая политика, которая заключается в том, что необходимо обеспечивать высокий уровень жизни казахстанцев и что экономический рост должен обеспечивать рабочие места».
МФЦА уже имеет репутацию наиболее комфортной площадки для инвестирования в Большую Евразию. Доказательством тому служит то, что уже свыше 1 тыс. компаний зарегистрировались в этом хабе, который предоставляет инвесторам понятную и эффективную юрисдикцию, дружественную всему постсоветскому пространству. В этих обстоятельствах есть все основания говорить, что региональное лидерство в области ESG закрепится за Казахстаном, где не только рассуждают о проблемах энергоперехода, но и создают вполне конкретные механизмы для адаптации к новым реалиям, о чем и свидетельствует пример МФЦА.
С учетом роста климатических вызовов и связанных с этим трудноразрешимых задач, не исключено, что востребованность лучших практик и подходов МФЦА в России и регионе в целом будет только расти.