Михаил Саакашвили ставит власть в тупик. Фото со страницы Михаила Саакашвили в Twitter
Депутату Европарламента Анне Фотыге власти Грузии отказали во встрече с экс-президентом Михаилом Саакашвили, находящимся в заключении. Об этом она, специально прибывшая в Тбилиси, написала в Twitter. Оппозиционная коалиция провела вечером 13 ноября очередную акцию в поддержку Саакашвили.
Эпопея с Михаилом Саакашвили, похоже, приближается к развязке. Навещающие его лица, круг которых власти резко ограничили, отмечают его крайне болезненный вид. Сам он продолжает голодовку и, по словам адвоката, прекращать ее не намерен до тех пор, пока его не переведут из тюремного лазарета в многопрофильную гражданскую клинику.
Того же самого требовала оппозиция на упомянутом митинге. И не только она. Ряд грузинских НПО выступили с аналогичным предложением и попутно обратились в комитет Совета Европы по предупреждению пыток. К оппозиционному политику Элене Хоштария, ведущей голодовку солидарности с Саакашвили, присоединился глава Ассоциации клиник Грузии Вилли Пачкория. Он заявил, что своей акцией он требует у властей перевести Саакашвили в гражданскую клинику и будет протестовать, пока требование не будет удовлетворено и Саакашвили не начнет получать полноценную медицинскую помощь. Попутно Вилли Пачкория сообщил, что состояние Саакашвили крайне тяжелое: «Мы оказались в реальности, в которой жизнь пациента не имеет никакого значения».
На происходящее в Тбилиси отозвались грузинские врачи, работающие в США. Около 100 медиков направили в Конгресс коллективное письмо с просьбой вмешаться в ситуацию и спасти жизнь Саакашвили, способствовавшего возникновению современного грузинского государства, утверждению в нем принципов свободы и демократии. «Надеемся, что США не откажутся от своих идеалов и не бросят своего союзника, оказавшегося в беде», – говорится в письме.
Бывший советник госсекретаря США по вопросам демократии и правам человека Дэвид Крамер в статье, опубликованной в Bulwark, предложил властям своей страны ввести персональные санкции против премьер-министра Грузии Ираклия Гарибашвили и продолжающего считаться неформальным правителем страны Бидзины Иванишвили персональные санкции. Крамер считает в высшей степени аморальной демонстрацию членами правительства Грузии радости по поводу нарушения прав Саакашвили. Речь идет об обнародовании видеозаписей, унижающих достоинство экс-президента. Крамер считает, что подобное заслуживает серьезной реакции Запада.
Активизировалась Украина, гражданином которой является Саакашвили. Известный певец Вахтанг Кикабидзе, экстренно съездивший в Киев на встречу с президентом Владимиром Зеленским, сообщил, что он обещал добиться передачи Саакашвили Украине. С аналогичным требованием к Тбилиси выступила партия «Батькивщина» Юлии Тимошенко. А в Верховной раде собирают подписи под ходатайством допустить к Саакашвили группу украинских врачей.
Но похоже, грузинские власти не собираются смягчать жесткий режим и удовлетворить требования экс-президента. Причем такое упорство уже вызывает некоторые вопросы. Собственно, почему нельзя перевести Саакашвили в гражданскую клинику, естественно, организовав качественную охрану, если уж есть некая информация о том, что его из больницы якобы могут похитить? Или почему не пойти навстречу украинским депутатам и не допустить украинских врачей? Подобные действия могли бы снизить напряженность во внутриполитическом противостоянии с оппозицией. Власти, видимо, избрали путь жесткого противостояния и идти на поводу оппозиции не намерены и даже решились на скандал с ЕС, отказав евродепутату Анне Фотыге во встрече с Саакашвили.
Не исключено, что непоколебимость властей в вопросе с Саакашвили связана именно с противостоянием с оппозицией: экс-президент оказался заложником отношений правящей «Грузинской мечты» (ГМ) с соперниками. Воинственный пыл оппозиции пошел на убыль, возможно, именно потому что ее лидер оказался в «плену у ГМ».
Похоже, пустыми оказались надежды, связанные с возможной помощью Грузинской православной церкви (ГПЦ). В субботу мать Саакашвили Гиули Аласания добилась аудиенции у католикоса-патриарха Илии Второго. По ее словам, встреча получилась короткой: католикос был с группой священников, а речь шла о том что «в Грузии традиционно ценилась жизнь… не существовало статьи, предполагающей смертную казнь». «Так что – ничего особенного. Я пожелала патриарху здоровья и ушла», – заявила Гиули Аласания телеканалу «Формула».
Политолог Паата Закареишвили жесткое отношение властей к Саакашвили объясняет тем, что он постоянно задает повестку дня и ставит власть в тупик. «Они пытаются сломать его волю унизительными кадрами, информациями об имитации голодовки и так далее», – говорит Закареишвили. А агрессивные комментарии отдельных видных представителей правящей ГМ считает отражением желания отличиться в глазах хозяина, подразумевая Бидзину Иванишвили.