Вплоть до 1 марта 2022 года польские военные получили особые полномочия по противодействию потоку мигрантов. Фото Reuters
Во вторник в экстренном порядке, собравшись ранее планируемого срока, Сейм (нижняя палата польского парламента) принял новые поправки к закону «О государственной границе». В считаные часы это решение депутатов утвердил президент Анджей Дуда. А в ночь на среду появилось распоряжение главы МВД Мариуша Каминьского о введении запрета пребывания посторонних в граничащей с Белоруссией зоне.
Такая скоропалительность объясняется окончанием 2 декабря срока действия чрезвычайного положения, введенного три месяца назад в 183 пунктах, расположенных на расстоянии около 3 км от границы с Белоруссией. Первоначально ЧП было объявлено на 30 дней, потом продлено еще на 60. Конституция предусматривает только одноразовое продление ЧП, но позволяет вводить определенные ограничения законом. Поскольку ситуация на восточной границе остается напряженной, понадобились поправки к закону. Они и дали возможность продлить ограничения на той же территории уже с 1 декабря этого года по 1 марта 2022 года. Поправки предусматривают введение запрета на особо уязвимых территориях у внешней линии границы – с Белоруссией, Украиной и Россией. Запрет не коснется жителей зоны, людей, выполняющих там оплачиваемую работу, студентов и лиц, пользующихся пограничными переходами, медицинских служб.
Процесс введения в жизнь поправок к «пограничному закону» не предвещал осложнений, но они появились. 17 ноября Сейм принял законопроект, но 26 ноября Сенат (верхняя палата парламента) внес в него восемь поправок. Документ пришлось возвращать в Сейм. Уже за день до голосования комиссия Сейма отклонила все поправки сенаторов. Среди них были положения о том, что запрет не может распространяться на журналистов и на организации, оказывающие мигрантам гуманитарную помощь. Но они не прошли. Некоторым журналистам могут выдаваться лишь разовые разрешения. А что касается общественных организаций, то свои сомнения на этот счет высказал замминистра внутренних дел Мачей Вонсик: «Они предназначены не для того, чтобы нести помощь, а для того, чтобы создать настроение, которого ждет Александр Лукашенко, то есть настроение гуманитарного кризиса. Это не гуманитарный кризис, на границе – политический кризис».
Этот «политический кризис», по данным все того же Вонсика, сейчас разрешают 15 тыс. военнослужащих, 4 тыс. пограничников, 2 тыс. полицейских. В опубликованном во вторник на портале Би-би-си интервью премьер-министр Матеуш Моравецкий призывает союзников «пробудиться от геополитической дремоты». По его словам, последние события показывают, что Кремль и его союзники хотят изменить политическую систему и дестабилизировать регион. На этом фоне пресс-секретарь правительства Петр Мюллер сообщил, что министр иностранных дел Збигнев Рау получил приглашение посетить Москву. Однако уверенности в том, что глава польской дипломатии нанесет визит в столицу России, официальный представитель правительства не выразил. «Гораздо труднее вести переговоры там, где они, похоже, не принесут результата. Поэтому если речь идет о дипломатических действиях в отношении России или в отношении Минска, то мы должны быть очень осторожны», – раскрыл смысл своей неуверенности Мюллер и добавил: «Мы прямо говорим, что если бы Россия или Белоруссия прекратили свои действия, которые противоречат международному праву, то, конечно, стоит тогда что-то предпринимать для какого-то нормального сотрудничества. Этого в данный момент не видно».
Рау встречался с российским коллегой Сергеем Лавровым 23 сентября в Нью-Йорке на полях Генеральной Ассамблеи ООН. Это была первая польско-российская встреча на уровне глав дипломатий с 2019 года, после того как в Хельсинки Лавров беседовал с тогдашним министром иностранных дел Польши Яцеком Чапутовичем. Короткие переговоры касались предстоящей деятельности Польши во время председательства в ОБСЕ с 1 января 2022 года. В интервью польскому телеканалу TVN24 Рау подчеркивал, что в двусторонних отношениях Польши и России очень много вопросов, но посетовал, что «они появились только при завершении встречи, не было возможности широко их обсудить». Но Рау сказал, что предстоит еще одна встреча с Лавровым, посвященная двусторонним отношениям, до принятия Польшей председательства в ОБСЕ, то есть в этом году. Похоже, что теперь такая перспектива может оказаться нереализованной. Правда, портал wPolityce.pl, ссылаясь на источник в польском МИДе, сообщил, что до встречи Рау–Лавров может дойти 15 февраля.