Фото сайта adm-kush.ru
Скандальная история банды Цапков-Цеповязов-Стришних-Стрельцовых, как считают многие в России, закончилась с осуждением лидеров группировки и нескольких киллеров. На самом же деле на Юге России области продолжаются громкие судебные разбирательства и попытки пострадавших добиться реального наказания для всех бандитов и их приближенных. Как уже сообщала «НГ», внимание журналистов к делу Цапков-Цеповязов сначала вернул местный предприниматель Николай Гордик, сумевший после долгой борьбы отсудить стоимость имущества, которого преступники лишили его в 2008 году. Однако с бандой совладать не так просто. «Российская газета» отмечает, что в Ростове-на-Дону бизнесмена Александра Исюка, обвинившего банду в вымогательстве, сейчас самого сделали обвиняемым, мол, оклеветал «честных бандитов». Внимание главы МВД России Владимира Колокольцева и Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина к делу банды Цапков-Цеповязов пытаются привлечь уже не только жители Кубани, но и сенатор Елена Афанасьева, и депутат Госдумы Михаил Делягин.
Александр Исюк в 2019 году обвинил «лидеров кущевской банды Сергея Цапка и Вячеслава Цеповяза, киллера Владимира Алексеева (Вова Беспредел), управляющего активами банды Федора Стрельцова (Федя Обнал), брата и сестру Наталью и Ивана Стришних в том, что они угрозами отняли у него деньги и имущество на 74 млн рублей», отмечает «Российская газета». По данным издания, хотя около двух лет он числился в статусе потерпевшего, нынешним летом ситуация изменилась. Следователь Ильина прекратила дело в связи с отсутствием события преступления, при этом «взяла в свое производство новое дело на Исюка, который ранее был у нее в статусе потерпевшего. На предпринимателя завели дело по статье 306 УКР РФ (заведомо ложный донос). Мол, он оболгал Цапков, Цеповязов, Стришних». Затем Исюка поместили в СИЗО ростовского УФСБ, где он находится сейчас в качестве обвиняемого. При этом 25 ноября в Ленинском районном суде Ростова-на-Дону планируют рассмотреть жалобу адвокатов бизнесмена на незаконное постановление о прекращении уголовного дела о вымогательстве у него денег. Как же было дело?
Банда на семейном подряде
Напомним, банда орудовала в регионе с 1998 по 2010 годы, ее участниками были убиты 19 человек, а также совершено 40 разных преступлений – все это установило следствие. Причем, это был криминально-агротехнический синдикат — семьям Цапка и Цеповяза принадлежало порядка 30 000 га земли, еще 40 000 га были бандитским общаком, которым управлял упомянутый Федя Обнал. Таким образом, Сергей Цапок и семья Цеповязов-Стришних, членом которой являлись супруги Вячеслав и Наталья Цеповяз (теперь, после развода с бандитом, она Стришняя), брат Вячеслава – Андрей Цеповяз, Иван Стришний – брат Натальи, являлись латифундистами — крупными землевладельцами. О том, чем еще занимаются цапки-цеповязы-стришние вся Россия узнала в 2010 году, после того, как в ноябре бандиты напали на семью и гостей фермера Сервера Аметова – тогда были убиты и сожжены 12 человек, включая девятимесячного младенца.
После смерти в 2014 году Цапка и осуждения на 19 лет Цеповяза, «на хозяйстве» осталась Наталья Цеповяз — Стришняя. Как отмечает РГ, в медиа ее называли «наследницей «империи Цапков» и «крестной матерью Цапков» (то есть она кума главаря банды), а «следователи активно собирают доказательства того, что она занимала главенствующее место в ОПГ рядом с Сергеем Цапком». В частности, писали, что «с 2011 по 2013 год мать Цеповязов — Тамара, уступила своей невестке Наталье 36 земельных участков на 4000 га и 100% долю в ОПХ «Слава Кубани». Сделку с передачей «Славы Кубани», по данным СМИ, проверяет СК по Краснодарскому краю, решается вопрос о возбуждении уголовного дела — при передаче собственности Наталья Цеповяз предоставила документы, в которых оценила хозяйство в 150 тысяч рублей, тогда как реальная стоимость больше миллиарда». Если это так, то нанесенный государству ущерб от неоплаченных налогов мог составить десятки миллионов рублей. Но дела еще нет…
Зачем такие манипуляции? Существует мнение, что Цеповяз мог таким образом постараться защитить свое имущество от взыскания и избежать его продажи в зачет компенсаций потерпевшим.
Цапки промышляли не только убийствами
В мае 2019 года по заявлению Александра Исюка было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 163 УК РФ (вымогательство, совершенное организованной группой) в отношении известных всем лиц — Цапка, Алексеева, Цеповяза, Стрельцова, Стришней и других. «Следствие отрабатывало версию о том, что весной-летом 2010 года, то есть за несколько месяцев до жестокой расправы над семьей Аметова, Стрельцов, Наталья Стришняя и ее брат Иван, угрожая Исюку физической расправой и убийством, заставили его взять два кредита в Россельхозбанке на сумму 70 млн рублей, которые отняли вместе с автомобилем стоимостью 4 млн рублей», — пишет РГ, отмечая, что в июне 2019 года Исюк был признан потерпевшим. В июне 2019 года Наталья Стришняя и ее брат Иван были арестованы, о чем с большим интересом сообщали многие СМИ. А вот за дальнейшим расследованием следить продолжил мало кто. Как отмечает РГ, Стришняя провела несколько месяцев в СИЗО, а затем полтора года под домашним арестом и в ноябре 2020 года постановлением следователя по ОВД следственной части ГСУ ГУ МВД России по Ростовской области Стришней было предъявлено обвинение. Следствие «полагало, что именно Стришняя совершила вымогательство денег и автомобиля у Исюка, действуя по предварительному сговору с «бригадой»», пишет РГ, по сведениям которой «Алексеев признал вину и разоблачил своих сообщников, в том числе и Стришнюю, подробно сообщив следователям об обстоятельствах преступлений и роли каждого из членов банды в вымогательстве у предпринимателя Исюка. С его слов, именно он угрозой убийства отобрал автомобиль, который затем продал. По данным СМИ, деньги разделили между всеми, кто участвовал в рэкете. Минувшей зимой предварительное расследование было завершено. В феврале дело направили в прокуратуру Ростова-на-Дону для утверждения обвинительного заключения. Зампрокурора города вернул дело в следственный орган, но отдали его не прежним следователям, а новому — Валентине Ильиной из СЧ ГСУ ГУ МВД России по Ростовской области».
Неожиданный поворот бандитского дела
А вот дальше ситуация стала развиваться по какому-то странному сценарию. «Ильина приняла дело к производству 25 марта, а 5 апреля вынесла постановление о его прекращении в связи с отсутствием события преступления, мол …не было вымогательства. В одночасье было закрыто дело на Наталью Стришнюю, кровавых лидеров банды Цапка и Цеповяза, Алексеева (напомним, признавшегося в вымогательстве), Стрельцова и Ивана Стришнего», — пишет РГ. Более того, у них появилось право на реабилитацию и возмещение вреда, связанное с их уголовным преследованием. При этом арест с принадлежащего им имущества сняли.
Адвокаты Исюка, как отмечает издание, пожаловались в МВД России на следователя Ильину, которая тут же возбудила уже на самого бывшего потерпевшего Исюка дело по ст. 306 УКР РФ (заведомо ложный донос), заявив, что тот мол оболгал «честных бизнесменов» Цапков, Цеповязов, Стришних. И дело не обошлось просто подозрениями – в июле Исюка по ходатайству следователя арестовали и поместили в следственный изолятор ростовского УФСБ, где он находится и сейчас. Его жена уже направила руководителю МВД РФ Владимиру Колокольцеву обращение с просьбой обратить внимание на то, что «происходит сейчас в ГСУ Ростова».
Предпринимателю теперь важно добиться отмены прекращения уголовного дела в отношении Стришней, Цапка, Цеповяза и других. Если это случится, обвинение Исюка в «оговоре» членов банды отпадут сами собой. Доводы защиты бизнесмена 25 ноября планирует рассмотреть Ленинский районный суд Ростова-на-Дону.
Нужно сказать, что на 11 ноября было намечено заседание по жалобе адвокатов Исюка на необоснованное, по их мнению, прекращение уголовного дела в отношении Стришней. По данным СМИ, на нем ожидалось выступление Алексеева, который, как пишет РГ, «должен был подтвердить свои показания о том, что вымогательство со стороны Стришней, членов банды имело место». «Настроен сотрудничать со следствием, изобличить всех лиц, с которыми они совершали те преступления, 2008-2010 годов, как в отношении самого Исюка, так и других фермеров, которые пострадали от этой банды» — сообщал о мотивах своего подзащитного Павел Смирнов, адвокат Алексеева.
А между прочим, Стрельцов когда-то считался бизнесменом, но в декабре 2019 года по поручению главы СКР Александра Бастрыкина его многоэпизодное дело было передано для дальнейшего тщательного расследования в Главное следственное управление СКР в Ростов-на-Дону. «В октябре 2021-го Бастрыкин поручил руководителю ГСУ СК Денису Колесникову доложить о ходе расследования дела по Стрельцову, а главе Краснодарского СУ СК Андрею Маслову — о расследования дела об убийстве главы администрации Кущевского района Бориса Москвича в январе 2002 года. Под это расследование недавно попали все та же Наталья Стришняя и Вячеслав Цеповяз, а основанием послужили показания, которые дал Алексеев. По данным СМИ, он рассказал, что Москвич вмешался в одну из схем по переводу земель в распоряжение аффилированных с бандитами лиц: причиной убийства главы района стал длительный конфликт вокруг совхоза «Степнянский»», — пишет РГ.
За делом следят парламентарии
На необходимость тщательного расследования деяний банды обращала внимание и член Совета Федерации Елена Афанасьева. «Важно раскрыть роль Стришней в деле об убийстве Бориса Москвича, расследование которого после многих лет возобновили в Краснодаре», — заявила она. Ведь, как уже сообщала «НГ», имя Стришней значится не в одном деле. В сентябре завершился суд по иску предпринимателя Николая Гордика, который смог взыскать с семейства стоимость утраченного им имущества, попутно отменив сомнительные сделки между Тамарой Цеповяз и Натальей Стришней по передаче «Славы Кубани» и земли. «Благодаря вмешательству руководства Следственного комитета удалось добиться положительного решения дела в отношении фермера Гордика, — заявляла Афанасьева. — Конечно, это позволяет нам надеяться на то, что и другие фермеры получат положительные решения и добьются справедливости».
Между тем, Александр Исюк, как пишет издание «Наша Версия», уже несколько месяцев находится в СИЗО ростовского УФСБ, но как и прежде считает, что его пытаются заставить замолчать и больше не вспоминать о преступлениях со стороны банды. Причем, издание упоминает о «сотруднике ростовского УФСБ Василии Мандрыкине, который, по информации Александра Исюка, якобы требует от людей, чтобы они говорили, что кущевской банды никогда не было и Исюку все это когда-то привиделось». Однако как быть с теми показаниями, которые на имя Генерального прокурора и СК России дал Владимир Алексеев? Ведь они, как можно предположить, опровергают построения Ильиной и Мандрыкина, которые «сначала не «раскрутили» дело о вымогательстве, а теперь явно пытались заставить молчать потерпевшего Александра Исюка», пишет «Наша Версия».
Пока история Исюка вызывает много беспокойства. Если один бизнесмен – Гордик – получил надежду на компенсация нанесенного ему вреда (Кущевский суд Кранодарского края вынес такое решение), то второй оказался за решеткой. Отметим, что в декабре 2019 года Бастрыкин дал указание собрать все дела по экономическим составам и вымогательству, совершенные Цапками-Цеповязами, в одном следственном органе — Первом следственном управлении ГСУ СКР, в Ростове-на-Дону. Там сейчас сосредоточены заявления потерпевших Гордика, Дорошенко, Холмового, Сеховой, Лагошина и других.
То, как развивается дело вызвало интерес у депутата Госдумы Михаила Делягина, который заявил, что за происходящим важно по-прежнему тщательно присматривать главе СК РФ. «Александр Бастрыкин, огромное ему спасибо, взял дело под свой контроль, после чего оно, собственно, и сдвинулось с места, — заявил парламентарий. — Но мы сейчас видим ситуацию, когда… следователь МВД закрывает дело и отпускает ее (Наталью Стришнюю) на все четыре стороны… Что здесь происходит?… Александр Исюк – человек, который привлек внимание к этой лютой банде. Он подвергся вымогательству, он был жертвой. И сейчас, как я понимаю, его переквалифицировали в обвиняемые. Такое ощущение – для того, чтобы никто в России не смел бороться с организованной преступностью… У меня как у депутата Государственной думы огромная просьба к министру внутренних дел: товарищ министр, товарищ Колокольцев, пожалуйста, посмотрите, что делают следователи МВД… Может быть, все правильно… Но, по крайней мере, обратите внимание на происходящее». Ждем реакции МВД России.