Графика freepik.com
В четверг открылся саммит ЕС. Не приходится сомневаться, что на этом, последнем в 2021 году, собрании такого рода российско-украинская тематика будет обсуждаться в целом также, как на предыдущих. Участники саммита выразят общую поддержку Украине, дадут ей деньги, но не обещание скорого присоединения к ЕС. Не будет, конечно, и намека на возможное принятие каких-либо юридически обязывающих документов, приближающих украинскую евроинтеграцию. Без обсуждения лидеры ЕС продлят антикремлевские санкции, однако о принятии новых — действенных и серьезных — о которых совсем недавно трубили СМИ, речь не зайдет.
Принципиально отличным от прежних саммитов на этот раз может стать то, что обсуждение российско-украинской повестки обнаружит противоречия между двумя Европами. Первая — это «старая» Европа, повязанная с Кремлем общими экономическими и политическими интересами, но не имеющая с нынешней Россией, деликатно выражаясь, общих ценностей. Вторая – Европа «новая». Прибалтика, Польша и теперь, после смены правительства и ухода благосклонно настроенного к Москве Андрея Бабиша, вероятно, еще и Чехия. Тут и общих с Кремлем интересов маловато, и с общими ценностями, несмотря на весь евроскептицизм польских властей и их тягу к авторитарным методам, тоже все обстоит не очень. В Москве давно стараются строить свои взаимоотношения с ЕС так, чтобы бывшие братья по соцлагерю с их комплексами, амбициями и несговорчивостью, по возможности, выводились за скобки.
И вот состоявшийся на прошлой неделе разговор Владимира Путина и Джозефа Байдена, как сейчас кажется, открывает страницу в отношениях РФ и Евросоюза, на которой «новой» Европе совсем не находится места. Обсуждать с Россией будущую архитектуру безопасности станут не ЕС и НАТО вообще, а четыре-пять стран, входящих в эти организации – Германия, Франция, Италия, Великобритания. И США, естественно.
Сейчас американская дипломатия будет занята, в том числе, и объяснениями своим восточноевропейским союзникам, почему все это – не победа Кремля, а всего лишь выполнение условия для диалога с ним. В дальнейшем, если диалог пойдет не так, как хотелось бы Кремлю, объяснения не понадобятся – все будет и так ясно.
Еще в 2009 году Россия предложила ЕС всеобъемлющий договор европейской безопасности. Это весьма любопытный и, вместе с тем, витиеватый документ. Его цель – сделать так, чтобы под ограничения подпадали действия стран-подписантов, которые кто-либо из них сочтет угрожающими для себя. Фактически, любые действия – от размещения ракет и танков до какой-нибудь университетской лекции о преимуществах демократии, прочитанной американским чиновником. Согласись Запад принять этот договор – и переговоры о нем с Россией затянулись бы на долгие годы. Что, в общем-то, Кремлю и было нужно. Пока идут переговоры – НАТО не расширяется. А идти они могут долго. Путин, в отличие от уходящих и приходящих западных лидеров, может позволить себе длительные комбинации.
Тогда, 12 лет назад особо не скрывалось, что договор предложен под сугубо утилитарную цель. За пост президента Украины бились Юлия Тимошенко и Виктор Янукович. В случае победы Тимошенко вопрос о вступлении страны в ЕС и НАТО мог бы по-прежнему остаться, как минимум, в центре внимания. Вот тогда и понадобился бы способ этот вопрос закрыть. Победа на президентских выборах Януковича идею договора благополучно «похоронила». Теперь же не исключено, что именно на основе былого документа Москва предложит Западу договариваться.
Правда, сейчас положение поменялось, в том смысле, что и Запад согласен играть в долгую. В 2009 году не было конфликта США и Китая. Сейчас он есть, и все прочее перед ним отходит на второй план, по крайней мере, для Вашингтона. Там согласны вывести за скобки уже Россию, лишь бы она не мешала главному геополитическому фронту. Это не значит, что в Вашингтоне и в европейских столицах вдруг решили раз и навсегда забыть об идее расширения ЕС и НАТО, поддержке гражданского общества и прочих раздражающих Кремль вещах. Взята пауза. Кремль, конечно, будет делать так, чтобы она продлилась подольше. Но получится ли – покажет время.