Игорь Гросу считает, что до разрешения конфликта в Приднестровье далеко. Фото со страницы парламента Молдавии в Flickr
Глава Приднестровья Владимир Красносельский, находясь с рабочим визитом в Москве, обсудил с замглавы администрации президента РФ Дмитрием Козаком вопрос политического урегулирования приднестровского конфликта. Красносельский сообщил, что Кишинев не отвечает на предложения Тирасполя возобновить прямые переговоры, а также в международном формате «5+2». Председатель молдавского парламента Игорь Гросу назвал условие возвращения к переговорам: вывод российских войск из Приднестровья.
В интервью Europa Libera Игорь Гросу заявил: «Дискуссии необходимо вести с позиции, что Молдова – унитарное и суверенное государство, что иностранные войска и вооружения должны быть выведены отсюда, с позиции уважения к Конституции и законам Республики Молдова (РМ).
Руководствуясь этим, мы будем вести переговоры в формате «5+2» (Молдавия, Приднестровье – стороны, Россия, Украина, ОБСЕ – посредники, ЕС и США – наблюдатели. – «НГ»), с международными партнерами, с тем чтобы найти решение приднестровской проблемы», – сказал Гросу.
При этом он не назвал в числе переговорщиков представителей Приднестровья, дав повод предположить, что Кишинев, как Киев в Донбассе, отказывается от диалога с конфликтующей стороной. Хотя ранее ситуация вокруг Приднестровья, где не стреляют, мир охраняют миротворцы трех сторон – России, Молдавии и Приднестровья, считалась примером остановки войны в горячих точках. Мирные переговоры, которые вели между собой Кишинев и Тирасполь, приветствовали международные партнеры РМ, которые регулярно посещали Приднестровье. Ситуация изменилась с приходом во власть президента Майи Санду, которая отказалась встречаться с лидером Приднестровья и запретила это делать всем представителям Молдавии, кроме вице-премьера по реинтеграции. Но эта должность остается свободной. Кишинев тянет с назначением чиновника, которому позволено вести переговоры с Тирасполем.
Спикер парламента РМ Игорь Гросу заметил, что «не может себе представить», чтобы президент Майя Санду провела диалог с Вадимом Красносельским.
«Какая может быть причина, чтобы подобная дискуссия состоялась? Что обсуждать госпоже президенту? То, что он пытается делать подобные приглашения, чтобы придать себе важности и обрести легитимность, – это жест отчаяния, на который не стоит обращать внимания», – считает Гросу.
По его словам, для переговоров с Приднестровьем есть Бюро по реинтеграции и вице-премьер, который будет «назначен в скором времени».
Гросу также подчеркнул, что не следует ждать быстрых результатов урегулирования: «Конфликт не урегулировать за одну ночь».
Хотя конфликт произошел в 1992 году и стороны уже 30 лет ведут переговоры об «окончательном его урегулировании». Именно так обозначен переговорный процесс в повестке формата «5+2». Такая постановка вопроса давала повод предположить, что переговоры идут успешно и осталось чуть-чуть, чтобы считать конфликт окончательно урегулированным.
Но теперь оказывается, что все не так. «Это потребует времени. Нам нужно консолидировать государственные учреждения на правом берегу Днестра. Мы должны действовать решительно. Вы видели, сколько истерики было вокруг нейтральных номеров (Украина с 1 сентября перестала пропускать по просьбе Кишинева через свою границу автомобили с приднестровскими номерами. – «НГ»). А получилось, что люди стали больше обращаться в центры для получения нейтральных номеров», – сказал председатель молдавского парламента.
О ситуации вокруг переговоров Вадим Красносельский рассказал Дмитрию Козаку. Собеседниками была подчеркнута важность незамедлительного возобновления прямого диалога между Тирасполем и Кишиневом, отмечена необходимость всеобъемлющего политического урегулирования конфликта. Они говорили и о значимости возобновления переговорного процесса в формате «5+2».
Вадим Красносельский акцентировал внимание на том, что на неоднократные письменные обращения к руководству Республики Молдова с настоятельными предложениями возобновить диалог, нацеленный на урегулирование ситуации, ответа до настоящего времени не последовало.
Верховный совет Приднестровья заслушал по этому поводу информацию главы МИД непризнанной республики Виталия Игнатьева. Он подчеркнул, что на данный момент переговорный процесс можно назвать «замороженным», так как при отсутствии политического представителя от РМ невозможно вести переговоры, проводить встречи и обсуждать вопросы на уровне экспертных рабочих групп. К тому же весь пакет ранее подписанных договоренностей «Берлин+» не соблюдается.
«Ситуация усугубляется и попыткой властей Молдовы вмешаться во внутриполитические дела, касающиеся электорального процесса на территории ПМР. Накануне выборов президента ПМР из аэропорта Кишинева были депортированы российские общественные деятели, которые должны были присутствовать 12 декабря в Приднестровье в качестве международных наблюдателей, а власти РМ заявили о том, что не будут признавать выборы в Приднестровье. Такие действия противоречат принципам демократии и негативно сказываются на всех аспектах молдо-приднестровских взаимоотношений», – отметил Игнатьев.
Он напомнил, что Кишинев ужесточает блокаду Приднестровья: экономическую, банковско-финансовую, транспортную, которая реализуется с 2019 года.
По словам руководителя внешнеполитического ведомства, если будут реализованы меры «второй фазы», это затронет поставку в Приднестровье лекарств, продуктов питания, средств защиты растений, фитосанитарных товаров, промтоваров и медицинского оборудования.
«Вторая фаза», по словам Игнатьева, «состоит в том, чтобы навязать Приднестровью молдавское законодательство – таможенно-пограничное и все остальное в части режима импорта продукции, любых видов товаров». В Приднестровье между тем законы были адаптированы с российскими.
«Для решения существующих проблем привлекались в том числе и международные эксперты, но молдавская сторона не идет на контакт и не готова обсуждать урегулирование всех проблемных вопросов. С противоположной стороны «стола переговоров» никого нет», – подчеркнул Виталий Игнатьев. Он отметил, что РМ нарушает права приднестровцев, в числе которых 220 тыс. граждан РФ.
В то же время в Приднестровье поступил очередной транш российской гуманитарной помощи, предназначенной для доплат пенсионерам. Ее получают ежемесячно более 140 тыс. приднестровских пенсионеров.