У Аскара Умарова сложилась устойчивая репутация русофоба. Фото с сайта www.gov.kz
Новый министр информации Казахстана Аскар Умаров отверг обвинения в русофобии. Ранее глава Россотрудничества Евгений Примаков, комментируя назначение Умарова, обратил внимание на оскорбительные высказывания в адрес русских и России, принадлежащие или приписываемые чиновнику. Скандал разгорелся на фоне обещаний президента Казахстана о скорейшем выводе из страны контингента ОДКБ.
«Касательно публикаций относительно демонизации моего образа, – написал Умаров в среду в своем аккаунте в Facebook. – Я не являюсь тем, кем меня пытаются представить. На всех предыдущих должностях старался вести плодотворную работу с российскими и другими партнерами. Делали совместные хорошие проекты, в том числе к общим датам как, например, День Победы и т.д.
Понимаю насколько важны для нас союзнические отношения с Россией. Вызывает уважение и благодарность поддержка Российской Федерацией нашей страны. Еще раз хочу подтвердить свою приверженность принципам толерантности и дружбы народов, единству народа Казахстана и братских отношений с соседями».
«Министр Умаров назначен на должность президентом Казахстана и именно он несет за него ответственность и именно ему предстоит снимать или назначать своих министров», – сказал во вторник Евгений Примаков. По его мнению, президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву «сейчас очень нелегко в восстановлении нормальной жизни страны, в чем ему оказали неоценимую помощь силы ОДКБ, включая и 3000 российских военнослужащих». Российский дипломат предположил, что именно тяжелая реальность вынуждает президента Казахстана идти «на подобные тяжелые, но сознательные компромиссы», подразумевая назначение Умарова, – вряд ли Токаев, принимая это кадровое решение, не понимал, что оно может вызвать болезненную реакцию Москвы, оказавшую неоценимую помощь в восстановлении конституционного порядка.
«Уважая суверенитет братского Казахстана и усилия по установлению мира в республике, смею напомнить уже старое, автоматически работающее и проверенное правило, состоящее в том, что Россотрудничество не поддерживает контакты, не работает и не сотрудничает с русофобской дрянью, что полностью предотвращает любое наше взаимодействие с упоминавшимся министром и возглавляемым им Министерством информации в нынешней конфигурации», – считает Примаков.
Это далеко не самая жесткая оценка кадрового решения Токаева, звучащая сейчас в России. Экспертные круги в социальных сетях напрямую называют Умарова ярым националистом, крайним русофобом и турецким пропагандистом, выступающим в интернет-пространстве через ресурс TurkMedia. Подобные «эпитеты» безосновательными не назовешь. Именно Умарову приписывается цитата о российском бизнесе: «Если у бизнеса в Астане русский хозяин, то сервис там отвратительный, будто в совок попал! В крови у них, что ли?» Русских в Казахстане владелец аккаунта TurkMedia называл «навязанной диаспорой» и «русней», которую нужно ассимилировать, а свою родину – бывшей колонией России. Именно в колониальном мышлении своего народа он видит корень современных проблем местного общества. И искоренить это не удается из-за противодействия России. «Нам элементарно не дают провести деколонизацию сознания», – как-то заявил Умаров, уже занимая должность заместителя министра информации.
Некрасивая история с участием Умарова произошла в связи с Днем Победы. Ему приписывается фраза: «Когда все будут напиваться водкой и праздновать непонятный день победы, вы помяните молитвой наших несчастных дедов, не вернувшихся с чужой войны (Великой Отечественной войны. – «НГ»). Кого победили, что победили?» – этот вопрос «гулял» в сетях за авторством того же TurkMedia.
По оценке эксперта Досыма Сатпаева, Россия после последних событий в Казахстане и оказанной ему помощи ждет поступательного движения этой страны в сторону российско-белорусского Союзного государства. Москва также может ожидать от Нур-Султана отказа от латиницы в пользу кириллицы и возвращения русскому языку статуса официального. Поэтому назначение главным пропагандистом Казахстана Аскара Умарова может быть российской стороне как минимум непонятным и неприятным.
Это неоднозначное решение Токаева действительно может носить компромиссный характер. В Казахстане наблюдается подъем националистического движения, и назначение Аскара Умарова министром информации можно трактовать как популистский жест президента для умиротворения этих слоев населения.
«Нужно понимать, во-первых, что такие шаги остаются прерогативой руководства Казахстана. Во-вторых, само по себе данное назначение мало что изменит и мало на что повлияет. Оно является следствием системно проводимого руководством Казахстана идеологического курса на суверенизацию мышления и рост национального самосознания», – сказал «НГ» старший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Поволжья Александр Воробьев. По его словам, этот процесс начался отнюдь не вчера, и именно он представляет собой долгосрочный вызов для гуманитарной политики РФ в Казахстане. Данное назначение – сигнал о том, что есть проблема. «Несмотря на имеющиеся возможности и потенциал, политика «мягкой силы» России в Казахстане неудовлетворительна и не способствует достижению целей. Реальная работа с казахстанским обществом по актуальным вопросам ведется слабо и зачастую подменяется эпизодической работой «кружкового», фольклорного и событийного характера. Назначение Умарова – повод для того, чтобы внести коррективы в политику «мягкой силы» РФ в регионе, дополняя ее более целенаправленным экономическим и политическим воздействием», – полагает эксперт.
Между тем Токаев заявил, что вывод миротворческих сил ОДКБ из Казахстана начнется уже в четверг, 13 января. Это сообщение президент сделал во время неожиданного визита в Алматы, город, где разворачивались наиболее драматичные эпизоды недавних уличных протестов, которые власть назвала нападением международных террористов. «Завтра начинается организованный вывод миротворческого контингента ОДКБ», – сказал Токаев в ходе заседания оперативного штаба в среду. «У меня были переговоры с руководителями соответствующих государств», – объяснил президент Казахстана.