В Белоруссии задержанные по политическим мотивам могут получить до 20 лет лишения свободы. Фото с сайта www.svaboda.org
Белорусские власти намерены провести референдум по проекту новой Конституции в феврале. Для профилактики протестов в стране не прекращаются репрессии. Правозащитники признали политическими уже 978 заключенных.
Власти Белоруссии сообщают, что общественность активно обсуждает проект Конституции, опубликованный накануне новогодних праздников. На государственных предприятиях, в вузах и госорганизациях проходят диалоговые площадки. 11 января глава администрации президента Игорь Сергеенко на одном из таких обсуждений сообщил, что конституционная комиссия, занимающаяся подготовкой проекта, получила уже 4 тыс. откликов и предложений от населения. «Видим активный интерес к тексту изменений и дополнений в Конституцию. Его проявляют разные категории граждан и на селе, и в городе… Есть интересные конкретные предложения, которые будем рассматривать на заседании рабочей группы и Конституционной комиссии. Преобладает количество откликов в поддержку проекта Конституции, есть и отрицающие, где взамен ничего не предлагается», – рассказал он.
Подготовка к конституционному референдуму, который назначен на февраль, продолжатся. Хотя, как утверждали эксперты (см. «НГ» от 10.01.22), в свете последних событий в Казахстане Александру Лукашенко не нужен транзит власти, который и назывался изначально целью конституционной реформы. Впрочем, большинство аналитиков склонялись к тому, что отменять референдум Белоруссия не будет. Из щекотливой ситуации в Минске попытаются выйти или дополнительными изменениями в проект, которые еще больше усилят позиции Всебелорусского народного собрания, в руководство которым собирался уйти Александр Лукашенко, или своеобразным пониманием срока транзита власти, растянувшимся на десятилетия. Косвенным подтверждением прогнозов экспертов может быть заявление пропагандиста власти Юрия Воскресенского, называющего себя конструктивной оппозицией. В своем Telegram-канале он написал, что в белорусском законодательстве должен быть заложен «страховочный механизм» от «сворачивания с намеченного пути» и Всебелорусское народное собрание должно им стать. На самом деле никакая общественность в обсуждении не участвует. Власти Белоруссии уничтожили все общественные организации, включая общества защиты птиц, охраны природы, поддержки инвалидов и т.п. (всего около 250). В стране остались только подконтрольные власти организации, активно ее поддерживающие. Чистки в государственных организациях стали привычным делом.
На прошлой неделе барановичская газета Intex-press писала о массовых увольнениях в городе по каким-то таинственным спискам. Руководство вызывает тех, кто попал в эти списки, и просит написать заявление по собственному желанию. Из публикаций местных СМИ следует, что кампания увольнений идет по всем регионам и предприятиям. Если директор отказывается увольнять своих работников, то увольняют его самого. 10 января история приключилась с директором Музея Янки Купалы Еленой Лешкович. Она отказалась увольнять своих сотрудников по надуманным причинам, и контракт не продлили ей самой.
В Telegram-канале Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией (ГУБОПиК) ежедневно появляются новые покаянные видео, из которых следует, что власти продолжают вычислять по фотографиям и видео тех, кто в 2020 году выходил на акции протеста. Их уже не отправляют на сутки, они становятся фигурантами уголовных дел.
Общее количество задержанных и заключенных по политическим мотивам сложно поддается счету, так как правозащитные организации не могут работать легально. Во вторник к числу заключенных, официально признанных правозащитниками политическими, добавилось еще 16 человек. В результате сейчас их в Белоруссии 978. Среди 16 новых политических журналист-фрилансер белорусской службы Радио «Свобода» Андрей Кузнечик, ведущий специалист по работе с клиентами телекоммуникационного оператора А1 Светлана Каленчиц, заместитель директора минской гимназии Светлана Хромова и ее дочь Яна, ведущий бизнес-аналитик IT-компании EPAM Денис Насуро.
Силовые органы возбуждают новые дела и отчитываются об окончании расследования по предъявленным ранее обвинениям. В обвинении десятки статей и перспектива сроков лишения свободы на 10–20 лет. Во вторник Следственный комитет сообщил, что передано в прокуратуру очередное протестное дело. Среди 10 статей, по которым обвиняют 10 человек, – организация массовых беспорядков и групповых действий, которые грубо нарушают общественный порядок, причинение вреда национальной безопасности, создание экстремистского формирования и т.п. Показательно, что обвиняемой по этому делу проходит 27-летняя правозащитница Марфа Рабкова, которая ничем, кроме правозащитной деятельности, не занималась, но того, что она делала, хватило на 11 статей УК. Срок лишения свободы по ним может составить 20 лет.
Тем временем в силу вступают новые статьи УК, расширяющие возможности для наказания несогласных. С 11 января вступила в силу норма о том, что участие в деятельности незарегистрированной организации уголовно наказуемо. За это можно потерять свободу на два года. В Белоруссии лишены официального статуса более двух с половиной сотен общественных организаций, все их члены могут стать фигурантами новых уголовных дел. Также во вторник преступлением стал сбор денег на штрафы для тех, кто наказан за разного рода несогласие с властью. За это грозит штраф около 400 долл. в эквиваленте.
Эксперты, комментируя продолжение репрессий при отсутствии протестной активности, говорят о подготовке к референдуму и планах провести его максимально «стерильно», а также о неуверенности власти в своей победе. «Белорусы затаились и ждут, когда откроется окно возможностей», – говорят аналитики.
Минск