Эрдогана призывают создать тюркский военный блок

казахсатн, кризис, турция, национализм, тюркский военный блок

Фото Reuters

От Анкары требуют сформировать общие для тюркских государств вооруженные силы (ВС). Такие призывы участились в среде бывших военных на фоне отправки миротворческих войск ОДКБ в Казахстан. Одним из последних по теме выступил влиятельный контр-адмирал в отставке Джихат Яйджы.

Публикация Яйджы появилась в газете Yeni Safak 12 января. В своем анализе происшедшего в Казахстане бывший военачальник заметил, что события вокруг центральноазиатской республики в первые дни января доказали необходимость создания военного блока тюркских государств, который бы отстаивал интересы своих членов. Яйджы нелестно отозвался об отправке войск ОДКБ в Казахстан, выразив сомнения в истинных намерениях миссии, которая по времени заняла всего неделю.

По его словам, из факта, что в состав контингента вошли ВС Армении, должен извлечь урок весь тюркский мир. «Суть его в следующем: армия Турана (имеется в виду объединение тюркских государств. – «НГ») должна быть создана!» – подчеркнул он.

Отставной военачальник выразил уверенность, что позиции России и США очень близки в контексте центральноазиатских проблем: их якобы объединяет взгляд на Китай как на конкурента. «Китайская инициатива «Один пояс – один путь» беспокоит как Россию, так и США в геополитическом, социологическом и стратегическом планах, – заявил Яйджы. – Они сформировали фронт против Китая. Возможно, в военном отношении происходит движение к биполярному мировому порядку». На этом фоне турецкая элита не должна делать выбор между евразийством и атлантизмом, уверен автор публикации. «Мы должны быть турецким народом, и Анкара должна быть центром нашего компаса!» – подчеркнул Яйджы.

Контр-адмирал является одним из основателей концепции «Голубая родина» – военно-политической программы, определяющей право Турции на обширную юрисдикцию в Эгейском и Средиземном морях. Бывшего военачальника также называют основным архитектором договоренностей о военном сотрудничестве между Анкарой и Триполи, заключенных в 2019 году. В последние годы он выдвигал громкие инициативы о заключении договоренностей по демаркации морских границ между Турцией и Египтом, Турцией и Израилем, Турцией и сектором Газа. Несмотря на то что после ухода из Военно-морских сил командующий занимается академической карьерой, его считают выразителем точки зрения влиятельной части турецкой элиты.

Возможно, высшие эшелоны власти действительно переосмысливают роль военных блоков. По крайней мере публикация Яйджы – это не первое предложение о формировании единой тюркской армии, которое прозвучало в последние дни. Такую инициативу уже выдвигал отставной генерал-майор Юсель Карауз, который в прошлом служил турецким военным атташе на Южном Кавказе. По его словам, глобальная расстановка сил требует, чтобы Организация тюркских государств занялась созданием общих ВС, которые могли бы рассматриваться как аналог ОДКБ. Если Анкара опоздает с реализацией этой инициативы, то события, похожие на те, что произошли в Казахстане, могут случиться и в соседних с Центральной Азией регионах, отметил Карауз.

Как пояснил «НГ» политолог Керим Хас, проект «армии Турана» – это отражение чаяний националистических кругов в Турции. «Тот факт, что подобные идеи приобретают все большую популярность, объясняется событиями второй карабахской войны, общей риторикой турецкого политического руководства и, безусловно, событиями в Казахстане, – отметил аналитик. – Несмотря на то что среди определенной части политической элиты такие идеи весьма популярны, есть ряд существенных ограничений для их осуществления». По словам аналитика, ВС республики уже не так сильны на фоне событий вокруг попытки переворота 2016 года. «Внушительная часть квалифицированных военных кадров оказалась в тюрьме, многие смогли уехать», – говорит Хас.

Идея совместных тюркских ВС скорее является элементом популистской риторики, убежден собеседник «НГ». «Даже если бы в политической конъюнктуре создание «армии Турана» можно было бы рассматривать всерьез, то экономика страны этого сделать не позволит, – заявил эксперт. – Турция находится в глубочайшем кризисе, как политическом, так и финансовом. Общество в большинстве своем не поддерживает идею столь сильного сближения с государствами тюркского мира. Если объективно оценивать ситуацию, то даже по самым незначительным примерам можно прийти к выводу, что курс на «вестернизацию» более предпочтителен для населения, нежели обретение «братского союза» с тюркскими государствами».

У проекта военного блока, как обращает внимание Хас, есть и весьма серьезные внешние препятствия. В частности, собеседник «НГ» выразил сомнение в том, что государства тюркского мира сами стремятся развивать столь высокую степень интеграции. «Региональные реалии таковы, что доминирование России в военно-политическом плане в Центральной Азии – аксиома, доказывать которую не требуется, – пояснил эксперт. – Соответственно формирование «армии Турана» не только приведет к обеспокоенности со стороны Москвы, но и повлечет за собой определенные последствия как для стран Центральной Азии, так и для самой Турции». Как считает Хас, это хорошо проиллюстрировали события в Казахстане.

«Президент Токаев не обратился к Турции за помощью в отправке военного контингента, будь то миротворцы либо войска другого назначения, – рассуждает эксперт. – Более того, на последнем заседании стран – участников ОДКБ Москва фактически выступала в роли гаранта безопасности. Риторика Владимира Путина и выступления лидеров государств Центральной Азии это подтверждают. Именно поэтому трудно предположить, что на этом фоне какое-либо из центральноазиатских государств захочет рисковать отношениями с Россией, особенно тогда, когда речь идет о «военно-политической коллаборации» с Турцией». Собеседник «НГ» уверен, что менталитет центральноазиатских государств близок к российскому.

Отдельно Хас обратил внимание на отсутствие границ между Турцией и другими странами тюркского мира. «Даже если принять во внимание возможную разблокировку Нахичеванского коридора в Азербайджане, контроль над ним будет осуществляться с помощью ФСБ России», – подытожил аналитик. 

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *