Петр Порошенко прибыл в Киев на суд. Фото Reuters
События понедельника показали, что суд над пятым президентом Украины Петром Порошенко вряд ли станет пусковым механизмом новой революции. За несколько дней до возвращения украинского политика на родину его соратники стали эксплуатировать тему ареста Алексея Навального, напоминая, что российский оппозиционер был задержан ровно год тому назад. Хотя даты совпали, но риторика украинской оппозиции изменилась.
Возможно, в партии Порошенко «Европейская солидарность» сочли сравнение неудачным, поскольку в России в январе 2020-го речь не могла идти о досрочной смене власти, а в Украине сейчас оппозиция ставит именно такую задачу. «Возвращаюсь не для того, чтобы защищаться от Зеленского, а для того, чтобы защищать Украину от некомпетентного руководства и внешней агрессии. От попыток «зеленых» клептократов выстроить авторитарный режим и подавить оппозицию, как это произошло в Беларуси, России и Казахстане и как это Янукович тщетно пытался сделать в Украине», – написал Петр Порошенко в соцсети. Его соратники заявляли, что лидера выведут из аэропорта в наручниках. Но ничего подобного не произошло: Порошенко пропустили через паспортный контроль и попросили через час добровольно явиться в суд.
Партия «Европейская солидарность» объявила, что на митинге в поддержку Порошенко в аэропорту Киев (Жуляны) собрались 25 тыс. людей. Визуально собравшихся было в несколько раз меньше, зато пришли самые ярые сторонники пятого президента. Звучали прямые обвинения в предательстве в адрес Зеленского, активисты выкрикивали знакомый с 2019-го лозунг: «Зелю – геть!» Выступая перед собравшимися, вернувшийся политик повторил озвученный им в Европе тезис о том, что команда Зеленского перешла красные линии, когда предъявила Порошенко подозрение в госизмене. Он перечислил свои достижения на посту президента, делая акцент на патриотичной политической линии. И противопоставил себя Зеленскому: «А кто же обвиняет нас в измене? Те, кто снимал фильмы в Москве, когда «зеленые человечки» захватили Крым; те, кто снимал видосики на Красной площади».
Порошенко обычно не касается сути обвинений по «угольному делу», в центре которого находится он. Напомним, Госбюро расследований Украины считает, что поставки угля с территории ДНР/ЛНР в 2014–2015 годах стали следствием сговора: уголь, привезенный из ЮАР, был признан некачественным, после чего возобновилась торговля с шахтами на неподконтрольной Украине территории. Отдельный нюанс в том, что шахты были перерегистрированы как юридические лица на подконтрольной территории. И следствию еще придется доказать, что это было сделано в рамках преступной схемы. И еще более сложный вопрос связан с оплатой поставок угля, а речь может идти о сумме, близкой к миллиарду долларов. Ранее в СМИ сообщалось, что деньги перевозились сотрудниками спецслужб, указание которым мог дать только представитель высшего государственного руководства. Но все это тоже требует доказательств, иначе подозрение в «финансировании террористов» рассыплется в суде. В данный момент в «угольном деле» фигурируют имена экс-министра энергетики Владимира Демчишина, который скрывается за рубежом, одного из лидеров партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» (ОПЗЖ) Виктора Медведчука, который находится в Киеве под домашним арестом, и, наконец, Петра Порошенко, которому вчера суд избирал меру пресечения.
Порошенко, как ранее Медведчук, заявляет о политическом преследовании оппозиции. Но для лидера «Европейской солидарности», который представляет себя самым патриотичным украинским деятелем, политически опасен даже намек на какую-либо связь с представителем ОПЗЖ – партии, которую в Украине именуют пророссийской политической силой. Поэтому Порошенко активно приветствовал начавшиеся в феврале прошлого года расследования и санкции против Медведчука. Но теперь он попал в ловушку «угольного дела», в котором ему предстоит доказать свою непричастность к теневым схемам, организованным при посредничестве Медведчука. И сделать это нужно будет в суде, который сам Порошенко в понедельник назвал несправедливым и неправосудным, выполняющим политические заказы. Но несколько лет назад, будучи президентом, Порошенко заявлял о проведенной судебной реформе как об одном из величайших достижений его команды. И многие избиратели об этом не забыли, а поэтому сейчас без особого пиетета воспринимают речи пятого президента. Если «дело Порошенко» и сравнивают с громкими расследованиями, то говорят не о Навальном, а об аресте Юлии Тимошенко в период президентства Виктора Януковича или чаще о том, как сам Порошенко лишил гражданства и преследовал своего бывшего товарища Михаила Саакашвили.
Михаил Бондар требует открытия уголовного
дела по факту закупки угля в РФ
при Зеленском.
Фото с сайта www.eurosolidarity.org
Оппозиционный политик предпочитает не замечать неприятных для себя аналогий. И, судя по его выступлению перед сторонниками в понедельник, считает, что с 17 января начался отсчет к возвращению его в президентское кресло. «Я вернулся! – на английском обратился Порошенко к участникам митинга, а затем продолжил на украинском: – Вы говорили, что «стране нужен Порох»? (Это было написано на плакатах встречающих Порошенко. – «НГ»). Все, у вас есть Порох! Вместе – к победе!» У здания Печерского районного суда, где собралось еще меньше сторонников лидера оппозиции, Порошенко заявил: «Мы сегодня начинаем процесс объединения всех демократических оппозиционных сил. Это как система распознавания «свой–чужой» в армии: кто объединился, кто идет против Путина, против преступников в «зеленой» власти». На митинге у суда присутствовали члены партий «Голос», которая имеет фракцию в действующем составе парламента, и «Демократическая секира», не имеющая представителей в Верховной раде, но прославившаяся участием в радикальных протестных акциях. Пока непонятно, какие политические силы готовы объединиться с «Европейской солидарностью», но, учитывая результаты прошлых выборов, их может быть немного.
Сейчас не похоже на то, что партия Порошенко и ее союзники действительно способны добиться досрочной смены власти. Расчет на уличные акции протеста тоже не оправдывается. О настроениях в обществе недавно заявил Киевский международный институт социологии (КМИС): если в 2020 году 57% украинцев не готовы были принимать участие в каких-либо акциях протеста, то в декабре 2021 года этот показатель увеличился до 64%. О готовности участвовать в протестных акциях заявили в конце года 32,4%. Это относительно высокий показатель. Но на настроения украинцев влияет введенный еще при президенте Порошенко лозунг: «Не раскачивать политическую лодку перед лицом внешней угрозы». Сейчас, на фоне звучащих в течение последних нескольких месяцев заявлений об угрозе «российского вторжения», украинцы, похоже, не очень переживают по поводу суда над одним из лидеров оппозиции. В конце концов к Порошенко у избирателей накопилось много претензий, из-за которых он проиграл выборы Зеленскому в 2019 году. Но само это поражение многие считают уже достаточной политической платой за ошибки или злоупотребления.
Пока первое «угольное дело» еще только готовится к слушанию в суде, соратники Порошенко пытаются добиться возбуждения второго «угольного дела» – против Владимира Зеленского и его команды. Депутат от «Европейской солидарности» Михаил Бондар заявил на днях в ходе брифинга в Госбюро расследований: «Меня интересует вопрос: открыто ли уголовное производство по факту закупки российского угля при Зеленском?.. Уголовное производство – по факту покупки электроэнергии?» Он подчеркнул, что эти поставки возобновились с 2019 года, когда президентом стал Владимир Зеленский: «Это государственная измена, финансирование терроризма, оплата покупки российской техники, которая направляется на территорию Донбасса и Крыма, которая убивает наших братьев и сестер». Эксперты считают, что возбуждение нового уголовного дела, на котором настаивает оппозиция, вряд ли приведет к импичменту Зеленского. Расследование может продлиться дольше того периода, который остался до очередных президентских выборов весной 2024 года.
Владимир Зеленский, общаясь с журналистами, сказал недавно, что в «дело Порошенко» не вникает и его развитием не интересуется: «Если это те вопросы, связанные с поставками угля, торговлей с сепаратистами, то пусть разбираются суд и правоохранительные органы». Президент считает, что разбирательства не приведут к массовым акциям протеста и дестабилизации в стране. В понедельник, когда Порошенко прилетел на родину и явился в суд, Зеленский планировал встречу с делегацией американских конгрессменов от Республиканской и Демократической партий. В то же время в Киеве находилась глава МИД Германии Анналена Бербок, с которой представители украинской власти обсуждали необходимость возобновления работы Нормандского формата. Обвинения оппозиции в адрес власти звучали на фоне тревожных новостей о ситуации у границ Украины.
Порошенко, который в течение последнего месяца находился в Европе, заявлял, что именно он занимался организацией поддержки Западом Украины. Еще до возвращения политик подстраховался от ареста сообщением о том, что на 24 января он приглашен на заседание Межпарламентского совета Украина–НАТО в Брюсселе. Но суд не обязан принимать во внимание эти планы. К моменту сдачи номера в печать адвокаты Порошенко знакомились с материалами дела, в связи с чем в заседании был объявлен перерыв. Не исключалось, что избрание меры пресечения может затянуться до вторника.
Киев