Китай заполняет вакуум на Ближнем Востоке, созданный Америкой

ближний восток, ирак, сирия, китай, инвестиции, экономика

Эта тепловая электростанция построена в Ираке на деньги Китая. Кадр из видео с канала New China TV на YouTube

Отставные американские чиновники бьют тревогу. После официального завершения военной миссии США в Ираке их влияние не только в этой стране, а во всем регионе ослабевает, и правящие режимы, как близкие Вашингтону, так и враждебные ему, обращаются к КНР как к более надежному и щедрому партнеру. Свидетельствами тому стали включение в инициативу Нового шелкового пути Дамаска и договоренность стран Персидского залива с Пекином в перспективе создать зону свободной торговли. Но самым большим бенефициаром роста связей с КНР выступил Ирак, где в 2021 году было заключено контрактов на 10,5 млрд долл.

Бывший заместитель Министерства обороны США Дов Закейм на страницах газеты Hill подверг резкой критике администрацию президента США Джозефа Байдена за то, что она стремится достичь соглашения по ядерной проблеме Ирана, и дал понять, что ее главными заботами стали Восточная Азия и Европа. Этого не могли не заметить как Китай, так и региональные игроки.

Сирия заинтересована в «Поясе и пути», поскольку на нее наложили экономические санкции США и ЕС. Официальный голос Дамаска Syrian Arab News Agency заявил, что эта инициатива расширяет горизонты сотрудничества с Китаем, включая обмен товарами и получение технологий. А Пекин беспокоит присутствие в сирийском Идлибе членов сепаратистского движения уйгуров в пользу отделения от Китая части Синьцзян-Уйгурского автономного района. Но это второстепенные соображения. Главная цель Пекина – проникнуть экономически в сравнительно слабые страны и затем использовать их в политическом плане. Поскольку Вашингтон вряд ли предоставит Сирии что-либо, кроме гуманитарной помощи, то открываются двери для того, чтобы Китай играл главную роль в восстановлении Сирии, а затем и в политике Дамаска, мрачно предрекает Закейм.

В отличие от Сирии члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) в экономическом плане сильные. Но они все больше теряют уверенность в надежности Америки. Тем более что демократическая администрация США склонна увязывать свою поддержку монархиям в Заливе и другим арабским режимам с соблюдением ими прав человека. А это правителям таких государств вовсе не по душе. Вот почему члены ССАГПЗ согласились на стратегическое сотрудничество, а в дальнейшем и на формирование зоны свободной торговли с Китаем.

«В регионе распространилось ощущение, что США на самом деле уходят, и это открывает ворота для Китая. Интерес Китая к Ближнему Востоку уходит корнями в его потребности в нефти. Он покупает почти половину сырой нефти у арабских стран, больше всего у Саудовской Аравии. И поскольку экономика Китая растет, он будет все больше нуждаться в нефти», – говорит Гедалья Афтерман, глава азиатской программы в Институте международной дипломатии в Израиле. Причем в своих деловых связях в регионе Китай действует очень продуманно. Он напрямую не вступает в конфронтацию с США, а выступает как альтернативный партнер для государств, которые критически оценивают вашингтонскую модель развития или военные интервенции США – как на Ближнем Востоке, так и в Афганистане.

Как утверждает Financial Times, самым большим бенефициаром инициативы «Пояс и путь» стал Ирак. Китай заполняет пустоту, оставшуюся после выхода США из конфликта с Ираком, во время которого погибли сотни тысяч людей. В прошлом году Пекин заключил на 10,5 млрд долл. контрактов на строительство различных объектов в этой стране. Среди них тепловая электростанция, восстановление аэропорта, развитие добычи газа близ границы с Ираном.

Статья лондонской газеты основывается на данных исследования, проведенного в Университете Фудань в Шанхае. Из этого исследования видно, что Ирак стал исключением с точки зрения инвестиций Китая по программе «Пояса и пути». По сравнению с периодом до начала пандемии они сократились на 48%. Частично это вызвано тем, что Китай более жестко стал требовать оплаты долгов по займам и другим видам помощи.

В беседе с «НГ» востоковед-политолог Елена Супонина отметила: «У меня есть сомнения, что Ирак – самый большой бенефициар. Страна очень нестабильна. Внутренние конфликты не прекратились. И даже китайцы вкладываются туда очень осторожно. С другой стороны, не всем иракцам нравятся китайские проекты. Они строят жилье, дороги, но качество оставляет желать лучшего. Конечно, само географическое положение Ирака, имеющего выход к морю и находящегося на пересечении торговых путей, для Китая важно. Но все же в статьях, подобных той, что опубликовала Financial Times, преувеличивается влияние Китая в Ираке. Их авторы доказывают, что Америке и Британии надо было не покидать Ирак, а закрепиться там. Они отражают мнение тех кругов в США и Соединенном Королевстве, которые недовольны ослаблением позиций Запада на Ближнем Востоке». 

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *