О результатах встречи Владимира Зеленского и Эмманюэля Макрона известно мало. Фото с сайта www.president.gov.ua
Владимир Зеленский воздержался от резкого ответа на адресованные ему колкости со стороны президента РФ. Но в Киеве считают тревожным сигналом тон заявлений Владимира Путина в понедельник в ходе пресс-конференции по итогам переговоров с Эмманюэлем Макроном. Во вторник в Киеве президенты Франции и Украины выразили надежду на деэскалацию. В то же время стало известно, что ВСУ готовятся к военным учениям 10–20 февраля, то есть в период российско-белорусских учений «Союзная решимость».
Отвечая на просьбу журналиста прокомментировать использование российским лидером поговорки в качестве аргумента в вопросе выполнения Минских соглашений, Зеленский отметил: «В терпении – мудрость… Это важно для безопасности Украины, Европы и для самой России. Мы защищаем свою страну, мы на своей территории». В целом, подводя итоги переговоров с французским президентом, украинский лидер говорил больше о совместных экономических проектах. Эмманюэль Макрон, напротив, сделал акцент на вопросах безопасности, несколько раз отметив необходимость выполнения Минских соглашений. При этом гость упомянул о неких «новых механизмах гарантирования безопасности», которые могут обсуждаться с Россией в ближайшие месяцы.
Примечательно, что на пресс-конференции в Киеве не прозвучало ответа на главный вопрос – каким образом можно сблизить противоположные позиции Украины и России относительно очередности выполнения пунктов Минских соглашений? Напомним, российская сторона разделяет подход ДНР и ЛНР о том, что документ должен быть выполнен точно так, как составлен. Это привело бы к легализации республик, а также наделению их особым автономным статусом и широчайшими полномочиями. В Киеве же требуют разделить Минские соглашения на два блока, чтобы вначале выполнить все пункты, посвященные обеспечению безопасности (на этом этапе предполагается демонтаж системы ДНР/ЛНР), а затем, после полного восстановления украинской юрисдикции в регионе, Киев обязуется выполнить все политические пункты.
Порядок пунктов в документах, подписанных в сентябре 2014-го (Минск-1) и феврале 2015 года (Минск-2), требует от Украины существенных односторонних уступок в вопросах суверенитета и нацбезопасности. Поэтому Владимир Зеленский недавно заявил, что ему не нравятся пункты Минских соглашений, а в ответ услышал от Владимира Путина: «Нравится, не нравится – терпи, моя красавица. Надо исполнять, по-другому не получится».
Если Зеленский ответил мягко, то другой адресат ироничных комментариев российского президента – Петр Порошенко – отреагировал остро, но направил свой гнев против Зеленского. «Наша команда неоднократно заявляла, что, преследуя проевропейскую оппозицию в Украине, Зеленский прежде всего хочет сделать подарок Путину. Сейчас это подтвердил уже сам Путин. Советую Владимиру Александровичу прекратить радовать Путина и заняться защитой страны. И именно туда направить свои усилия и усилия правоохранительных органов, которые сейчас занимаются Порошенко больше, чем российской угрозой», – написал Порошенко в соцсети. Так он отреагировал на слова российского президента о готовности предоставить политическое убежище пятому президенту Украины. «В свое время, когда господин Порошенко был еще президентом Украины, я ему говорил, что, если у него возникнут какие-то сложности в будущем, Россия готова предоставить ему политическое убежище. Он тогда иронизировал много по этому вопросу. Сегодня хочу подтвердить свои предложения, несмотря на наши серьезные расхождения по вопросу урегулирования в Донбассе», – сказал Путин.
Порошенко сейчас находится под следствием по делу о госизмене в связи с закупкой в 2014–2015 годах угля на шахтах, оказавшихся на неподконтрольных Киеву территориях. Примечательно, что у правоохранительных органов не возникало к Порошенко претензий по поводу подписания Минских соглашений и Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, хотя украинская сторона считает эти документы кабальными. Тем ироничнее звучало заявление Владимира Путина, который, кстати, намекнул, что Порошенко на посту президента общался с российской властью, хотя публично выступал с самыми резкими и не всегда политкорректными заявлениями в адрес руководства РФ. Придерживаясь той же риторики, Порошенко регулярно пытается обвинить Зеленского в предательстве украинских интересов и готовности к капитуляции. Этот тезис прозвучал и сейчас.
Лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко, не называя имен, завуалированно обратилась как к Порошенко, так и к Зеленскому, написав в соцсети: «Очевидно, что Киев снова пытаются принудить к выполнению неприемлемых Минских договоренностей… Даже не думайте! Попытка протянуть «Минск» будет государственной изменой и покушением на само существование страны. Украинцы этого никогда не допустят и не простят. И политическое убежище в России будет светить не только тем, кто организовал подписание позорных соглашений с террористами, но и тем, кто рискнет их выполнить». Она отметила, что следует ставить вопрос так: те, кто подписал в 1994 году Будапештский меморандум, должны для начала выполнить свои обязательства относительно гарантий безопасности Украины.
В Киеве с тревогой ожидали «челночного» визита президента Франции, который приехал сразу после поездки в Москву и по пути на запланированные в Берлине переговоры с канцлером Германии и президентом Польши. Макрон сообщил, что после разговора с украинским президентом позвонит Владимиру Путину. На встречу с Зеленским гость опоздал на 25 минут, а разговор президентов продлился почти на полтора часа дольше запланированного времени. Но ни о каких конкретных решениях, к которым пришли Макрон и Зеленский, не сообщалось. На данном этапе стороны обсуждают подготовку к запланированному на четверг в Германии второму раунду переговоров советников глав государств в Нормандском формате. Зеленский сказал, что первый раунд был успешным, а второй позволит выйти на организацию встречи лидеров в Нормандском формате. Вопрос упирается в то, что именно может обсуждаться президентами Украины, России, Франции и канцлером Германии.
Директор экономических программ Украинского института будущего Анатолий Амелин в колонке, опубликованной «Новым временем», отметил, что европейские посредники и российская сторона требуют от Украины уступок: «Начать процесс подготовки к местным выборам в Донбассе (без освобождения территорий и под контролем оккупационных войск)». Кроме того – объявить полную амнистию участникам вооруженных формирований, которые Украина признает незаконными, а также всем причастным к созданию ДНР/ЛНР. Далее – позволить местным органам власти создавать собственные правоохранительные органы, прокуратуру, суды; разрешить региону развивать собственные отношения с РФ и вводить особый статус русского языка. Есть и другие требования, против выполнения которых, по данным соцопросов, выступают 60–70% украинских граждан. «Представляете, что будет твориться в Киеве, если Украина согласится на Минск-2 и особый статус? Не хочу нагнетать, но это будут последние дни Украины – той, которую вы помните», – отметил эксперт.
Секретарь Совета нацбезопасности и обороны Украины Алексей Данилов недавно сказал украинским СМИ, что выполнение Минских соглашений в той последовательности, в которой записаны их пункты, привело бы к разрушению Украины как государства. И хотя Киев уже несколько лет добивается внесения изменений в документы, датированные 2014–2015 годами, сделанные в Киеве заявления президента Франции не свидетельствовали о том, что европейские посредники поддерживают такой подход. Глава украинского МИДа Дмитрий Кулеба заявил: «Мы с интересом ожидаем тех сигналов, которые привез господин Макрон из Москвы, но я уже говорил, что мы открыты к диалогу, ждем дипломатического решения, но мы не пересечем свои красные линии и никто не сможет заставить нас их пересечь».
Киев