На фото премьер-министр Абдель Хамид Дбейба. Фото Reuters
Действующая в Тобруке Палата представителей (ПП), выполняющая функции ливийского парламента на востоке страны, приняла решение не проводить в этом году изначально запланированные на 24 декабря прошлого года президентские и парламентские выборы. Вместо них ПП намерена 10 февраля избрать главу нового переходного Правительства национального единства (ПНЕ).
Интрига, однако, заключается в том, что в Ливии до сих пор существует ПНЕ, которое было сформировано в прошлом году и признано ООН в рамках мирного процесса, к которому страна долго и мучительно шла при поддержке международного сообщества. Возглавляет его премьер-министр Абдель Хамид Дбейба, обещавший вместе с Президентским советом довести страну до всеобщих выборов, но самому в них не участвовать. Однако когда до назначенного срока оставалась примерно неделя, временный премьер вдруг воспылал желанием вступить в президентскую гонку и оказаться избранным.
Решение Дбейбы вызвало резкое недовольство среди тех политиков, которые имели реальные шансы победить на президентских выборах, прежде всего спикера парламента Агилы Салеха, главкома Ливийской национальной армии Халифы Хафтара, бывшего министра внутренних дел (2018–2020) в правительстве Фаиза Сараджа Фатхи Башаги. Более того, неожиданное желание Дбейбы стать ливийским президентом привело к изменению в расстановке политических сил внутри страны, то есть расколу старых и возникновению новых политических альянсов. Так, эксперты отмечают потепление отношений между Фатхи Башагой, с одной стороны, и своего рода дуэтом Халифы Хафтара и Агилы Салеха, с другой, а также разрушение союзов, в частности между Башагой и руководителем Высшего государственного совета Халедом аль-Машри, поддержавшим Дбейбу и даже вступившим с ним в политический альянс.
Противники Дбейбы считают, что полномочия главы переходного правительства закончились 24 декабря 2021 года, как это и было предусмотрено «дорожной картой» об урегулировании в Ливии. Они намерены 10 февраля избрать нового премьера, которому и будет поручена задача сформировать обновленное переходное правительство.
По словам спикера ПП Салеха, в адрес парламента поступило семь заявок от желающих баллотироваться на пост главы нового переходного кабинета министров. Однако из них только двое кандидатов полностью удовлетворяют предъявляемым требованиям. Это Фатхи Башага и Халед Амер аль-Бибас, председатель совета директоров компании информационно-коммуникационных технологий.
Эксперты считают, что наибольшие шансы возглавить новое правительство у Фатхи Башаги, который уже заявил, что в случае успеха обязуется не участвовать в последующих через 14 месяцев выборах президента страны. Согласно новой «дорожной карте» политические институты сначала должны будут внести поправки в конституционную декларацию, которая де-факто служит временной Конституцией Ливии после восстания 2011 года, а затем вынесут ее на референдум. Напомним, именно отсутствие четких законов, регулирующих избирательное право и разъясняющих, кого можно и кого нельзя избирать, кто может голосовать и т.д., и послужило главной причиной отмены президентских и парламентских выборов, назначенных на 24 декабря прошлого года.
Однако сам Дбейба заявляет, что, во-первых, его премьерский мандат все еще действует и потому нет никакой нужды устраивать спектакль с выборами нового временного правительства и его главы. Такой вариант означает, по его мнению, лишь потерю времени. Во-вторых, Дбейба не будет отзывать свою заявку на то, чтобы баллотироваться на выборах президента Ливии. Накануне он заявил, что категорически отказывается передавать власть «Братьям-мусульманам» (организация, которая идеологически близка «умеренным» фундаменталистам, в том числе правящей в Турции партии Реджепа Тайипа Эрдогана, и запрещена в РФ) и их союзникам из числа ливийских военных. По мнению Дбейбы, ливийские «братья» вступили в сговор с военными с целью вырвать власть из рук законного правительства.
Более того, Дбейба призвал ливийцев выйти на улицы, чтобы выразить протест против тех, кто хочет узурпировать власть в стране и сорвать мирное урегулирование. При этом эксперты обращают внимание на отсутствие логики и противоречия в заявлениях Дбейбы, что может говорить о его стремлении внести неразбериху и запутать общественное мнение. Непонятно, каких «Братьев-мусульман» и военных он имеет в виду, если его ближайший союзник Халед аль-Мишри сам теснейшим образом связан с исламистами, а военные были расколоты на две большие группировки – на тех, кто был связан с Хафтаром и сражался против джихадистов, и на тех, кто был на стороне правительства Сараджа и взаимодействовал с исламистами. Но эти военные были союзниками турецких войск и сирийских террористов, завезенных Эрдоганом, чтобы воевать против Хафтара.
Против такой позиции Дбейбы выступают также западные страны, которые призывают его «поступиться личными интересами ради интересов страны». Дбейба делает вид, что не замечает этих призывов. В этом его поддерживают турки, с которыми у него сложились выгодные деловые связи еще во времена правления Муаммара Каддафи.