фото с сайта akorda.kz
Президент Казахстана спустя всего три месяца после январских волнений, попытки госпереворота и ввода/вывода войск ОДКБ, несмотря на кризисную мировую повестку, продолжает последовательно продолжать линию внутриполитических реформ.
Накануне Касым-Жомарт Токаев подписал указ «О мерах по дебюрократизации деятельности государственного аппарата». Очевидно, что указ подготовлен в рамках реализации общенационального плана мероприятий по реализации политических и экономических реформ, представленного в Послании народу Казахстана 16 марта 2022 года.
Основными принципами дебюрократизации, согласно указу, являются главенство результата над способами его достижения, максимальная цифровизация – приоритет взаимодействия государственных органов с гражданами и бизнесом в цифровом формате, ответственность управленцев вне зависимости от уровня, а также постоянное совершенствование работы чиновников и рациональные рамки регламентации этой работы.
Предполагается, что всё вышеперечисленное значительно упростит и ускорит процесс принятия решений. Январские события показали, что на запросы и чаяния простых жителей надо реагировать моментально, а многоступенчатая система обработки и отписок препятствует оперативной и эффективной работе.
Цифровая трансформация и системный реинжиниринг всех сфер государственного управления
В частности, Указ предусматривает наделение государственных органов правом принятия нормативных правовых актов без избыточной конкретизации своих функций на законодательном уровне.
Согласно Указу, важнейшее значение в работе по дебюрократизации приобретает цифровая трансформация и системный реинжиниринг всех сфер госуправления, а основным бенефициаром этой работы должны стать граждане республики. Перед органами власти поставлена задача – сократить сроки нормотворческого и бюджетного процессов в два раза.
Наряду с этим предлагается систематизировать и автоматизировать ведомственную отчётность, запретить государственным органам запрашивать сведения, содержащиеся в информационных системах. Упраздняется бумажное визирование документов, предлагается делегирование полномочий на уровень среднего управленческого звена. Руководители государственных органов должны иметь в своём распоряжении все необходимые инструменты для дистанционной работы с гражданами.
В конечном счёте выиграют не только граждане, но и чиновники. Предусмотренные Указом меры позволят разгрузить госслужащих от излишних процедур и процессов, не влияющих на конечный результат, а также «обеспечат нацеленность госаппарата на эффективную реализацию политических и экономических реформ главы государства».
Президент Касым-Жомарт Токаев полагает, что выполнение этих мер повысит самостоятельность и персональную ответственность руководителей, что, в свою очередь, приведёт к эффективности и оперативности принятия решений в госаппарате. Программа должна быть реализована в срок – от трёх месяцев до конца 2022 года.
Кумовство, коррупция и «институт агашек» уйдут в прошлое
Бюрократия, раздутый аппарат чиновников, кумовство на государственной службе – это давняя и довольно болезненная тема для Казахстана, как, впрочем, и для многих других стран.
Справочно: По данным Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы на начало февраля 2022г. фактическая численность государственных служащих в стране составила 88 409 человек, – сообщил заместитель премьер-министра РК Ералы Тугжанов в своём ответе на депутатский запрос.
Президент Казахстана в рамках предложенного им уже третьего пакета политических реформ внёс решительные инициативы по дебюрократизации деятельности государственного аппарата. Это очередной шаг в развитии его заявлений, сделанных вскоре после трагических январских событий.
Напомним, что в своём выступлении перед депутатами Мажилиса (нижней палаты Парламента РК) 15 января этого года он призвал приложить максимум усилий для развития правового государства и укрепления доверия граждан к органам власти.
«Суть реформ в данной сфере заключается в разумной децентрализации системы, модернизации государственного аппарата, оптимизации квазигосударственного сектора и цифровизации всех процессов, – отмечал глава государства. – Таким образом, государственный аппарат станет максимально компактным, открытым и эффективным, а процесс принятия решений – гибким и прозрачным. Социально-экономическое развитие невозможно без надлежащей защиты прав граждан».
Инициативы президента получили поддержку в стране. По мнению депутата Мажилиса Андрея Линника, президентский указ о дебюрократизации направлен прежде всего на борьбу с коррупцией. «Мы прекрасно знаем, и это – секрет Полишинеля, что у нас в Казахстане есть коррупция и существует раздутый государственный аппарат, – прокомментировал телеграм-каналу KeyNews депутат. – То есть мы имеем огромное число госслужащих, у которых минимальная по меркам Казахстана заработная плата, но они почему-то все держатся за свою работу. Это так называемый «институт агашек» (от казахского «аға» – брат, иными словами «крыша». – Прим. ред.). С исполнением этого указа, переходом от бумажной волокиты в цифровую плоскость всё большее число таких чиновников-«агашек» могут лишиться работы, а, соответственно, – связей и возможностей».
Парламентарий уточнил, что с использованием цифровых технологий, когда от гражданина будет поступать заявка, а робот будет её обрабатывать, от человеческого фактора в виде коррупционной составляющей уже мало что будет зависеть. «Во-первых, всё будет значительно быстрее, а во-вторых, правительство станет действительно правительством для граждан, а государство – «слышащим», – продолжил Андрей Линник. – Надеюсь, что у нас сократится численность госаппарата, и у президента будет небольшая, но очень мобильная во всех отношениях команда».
Меры по дебюрократизации системы государственного управления, предложенные президентом Токаевым, актуальны. Так, депутат Госдумы Владимир Плякин, выступающий экспертом по дебюрократизации программ Союзного Государства, считает, что принципы, отображённые в Указе, помогут Казахстану в развитии.
«Правильно ли это, своевременно?! Думаю, да. Мы шагаем в ногу со временем, и, соответственно, цифровизация и результаты от работы важны. По большому счёту, мы – и Россия, и Казахстан – несколько подзадержались с цифровизацией. Но лучше поздно, чем никогда. У нас ситуация во многом похожая. Мы все – замечательные постсоветские государства, у которых раздут аппарат чиновников, который, возможно, надо сокращать. И коррупция у нас никуда не делась. Цифровизация могла бы в той или иной части решать эти проблемы», – прокомментировал депутат Госдумы.
Владимир Плякин, который отвечал на вопросы «НГ» находясь в рамках региональной парламентской недели в Ульяновской области, сравнил ситуацию в Казахстане с теми механизмами управления, которые функционируют в России. «Сегодня я познакомился с работой Центра управления регионом, там много механизмов взаимодействия с людьми, которые должны уходить в цифровое пространство. Это оперативность и работы, и реагирования властей на те проблемы, которые возникают у населения. «Цифра» убирает взаимодействие людей с бюрократами и чиновниками, которые порождают возможность каких-то коррумпированных отношений. Это решает проблему с коррупцией на местах», – подытожил парламентарий.
Солидарен с депутатами и старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Пермского государственного национального исследовательского университета Михаил Мухин. Он отмечает, что в указе президента Казахстана заложена основа реформирования госуправления. «Теперь в стране будут иначе реализовано взаимодействие «государство-государство», «государство-гражданин», «государство-бизнес», «государство-госслужащий», что, несомненно, повысит эффективность деятельности госаппарата. Многие иначе ощутят значимость цифровых ресурсов, в первую очередь – ГИАС Smart Data Ukimet», – заключил эксперт.