Бегущие из Украины оказались в Европе желанными гостями

украина, военная спецоперация, оборона, донбасс, рф, ес, сша, дискриминация, беженцы, нелегальные мигранты, правозащитники, церковь

Фото REUTERS

В Европе и США начался весенний наплыв нелегальных мигрантов, усугубляющийся новой проблемой – прибывающими беженцами из Украины. На границе Соединенных Штатов и Мексики в марте было задержано 210 тыс. нелегалов – рекордный показатель за последние 20 лет. Поскольку между мигрантами из Украины и беженцами из остальных стран уже проводится разграничение, то правительства думают о том, как теми или иными способами отодвинуть решение вопроса с выходцами из других регионов. Особенно в этом постаралась Великобритания. Там собираются направлять нежелательных нелегалов в Руанду. Правозащитники и представители церкви бьют тревогу: они считают, что тем самым будут нарушаться права соискателей убежища из стран Африки и Ближнего Востока.

Соглашение между Великобританией и Руандой было заключено 14 апреля. Отзывы о нем, которые слышны в мире, преимущественно негативные. Причем высказываются отнюдь не только анонимные пользователи интернет-сети, а весьма влиятельные фигуры, мнение которых ни одна западная страна не может просто так игнорировать. Например, архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби прямо заявил, что договор между Лондоном и Кигали Всевышний явно не одобрил бы. Свое слово сказал и папа Римский Франциск. В интервью итальянскому телеканалу RAI он посетовал на то, что беженцев нынче классифицируют. «Есть первый класс, второй класс, из развитой они страны или из неразвитой. Мы – расисты, мы – расисты. И это плохо. Судьба беженца – это то, что испытал на себе и Иисус, потому что он был мигрантом и беженцем в Египте, когда был ребенком, чтобы избежать смерти», – сказал понтифик.

По условиям соглашения беженцы, пытавшиеся пересечь британскую границу с начала этого года, теперь могут быть направлены в Руанду. Там у них будет выбор: или ждать ответа о предоставлении убежища в Великобритании (ответ, как показывает практика, чаще всего будет отрицательным), или легализоваться собственно в африканской стране. Как заверяют власти Руанды, они статус беженца будут предоставлять охотнее, чем британцы. В числе отправленных в Африку окажутся дети, в том числе попытавшиеся добраться до Соединенного Королевства без сопровождения взрослых родственников. На это обстоятельство с возмущением обратили внимание в офисе Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, где раскритиковали соглашение.

Газета Guardian напоминает, что нечто подобное пытался сделать Израиль с 2014 по 2017 год. В Руанду за это время было отправлено порядка 4 тыс. человек. Эксперимент с треском провалился: в африканской стране почти никто не стал задерживаться, и многие из отправленных туда нелегалов устремились в Европу. Впрочем, защиту границ еврейского государства это все-таки обеспечило.

В общем, такая цель, вероятно, стоит и перед Лондоном. Правда, стоит отметить пару нюансов. На программу уже выделено 120 млн фунтов, планируется, что немалая часть денег пойдет не только на билеты в один конец, но и на финансирование беженца и помощь ему в освоении в новой стране. К тому же Руанда – это, в общем, одна из самых развитых стран Африки, являющаяся IT-центром континента. Жить в ней достойно – реально. Однако, конечно, уровень жизни с британским совершенно несопоставим, поэтому вероятно, что беженцы просто попытаются попасть в другую страну.

В Human Rights Watch подчеркнули, что притеснять права нелегалов недопустимо даже при всей необходимости помочь украинцам, бегущим из страны, охваченной военным конфликтом. Высказался по этому поводу и глава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Тедрос Аданом Гебреисус. На днях он, тыграец по национальности, возмутился тем, что к конфликту на его родине Эфиопии и связанной с ним гуманитарной катастрофе не было приковано такого внимания, как к событиям в Украине.

Между тем количество украинских беженцев сейчас уже сопоставимо с числом выходцев из Ближнего Востока, нахлынувших в Европу в 2015 году, в разгар войны в Сирии. Их тоже миллионы, но отношение к ним принципиально иное, нежели к арабам, курдам, афганцам и африканцам.

«К бегущим из Украины людям, которым зачастую еще предстоит получить статус беженцев, в ЕС уже применяют директиву от 2001 года о временной защите от шести месяцев до трех лет. Она позволяет соискателям убежища иметь жилье и доступ к здравоохранению, образованию, работе. Директива была разработана под события в Косово, но так и не вступила в силу до конфликта в Украине», – поясняет руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН Людмила Бабынина. Африканцам или выходцам из Ближнего Востока о таком статусе приходится только мечтать.

В разговоре с «НГ» Бабынина отметила, что действия ЕС имеют определенный дискриминационный характер и в целом сложившаяся ситуация создает европейцам моральную дилемму.

«Получается, что положение у ищущих убежище неравное. При этом ЕС не очень хочет принимать к себе цыган, многие из которых тоже поехали из Украины. Вместе с тем Польша приняла к себе порядка 2,3 млн украинцев. Правда, Варшава хочет за это получить и определенные финансовые отчисления от Брюсселя», – говорит эксперт.

Проблема наплыва нелегалов остро стоит и по другую сторону Атлантики. В США фиксируют рекордные потоки, пытающихся пересечь границу. Если раньше это были только латиноамериканцы, то теперь попытаться закрепиться в США хотят и многие бежавшие из Украины и России люди.

В целом же весна и осень, как обычно, окажутся тяжелыми для пограничников. Но и нелегалам в их попытках пересечь границы тоже легко не будет. Ведь это связано с большим риском. Так, в субботу у берегов Ливии уже утонуло 30 искателей нового места жительства. И такие трагедии случаются постоянно. 

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *