Фото пресс-службы аэропорта Сочи
Аэропорт Сочи продолжает работу над новым мастер-планом территории перспективного развития. Возможность расширения существующего либо строительства еще одного терминала, который позволит Сочи стать более доступным для туристов не только из России, но и всего мира, была озвучена в начале 2022 года. Реализация мастер-плана нацелена не только на повышение возможностей действующего аэропорта, увеличивающих пропускную способность в 1,6 раза, до 15 млн пассажиров в год, но и на развитие приаэропортовых территорий, которое позволит создать новый центр притяжения как для туристов, так и для местных жителей. Мастер-план планируется разработать к концу 2022 года.
В рамках взаимодействия с администрацией Сочи по развитию туристического потенциала и транспортной доступности представители группы компании «Аэродинамика» включены в рабочую группу по координации деятельности при решении вопросов, связанных с реконструкцией морской набережной города Сочи, и вопросов установления санитарных и горно-санитарных зон муниципального образования. В настоящее время границы курортов федерального значения, расположенных на территории Краснодарского края, не внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Утверждение границ и режимов округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения на территории Краснодарского края относятся к компетенции Министерства здравоохранения Российской Федерации. Однако такой сложный и затрагивающий практически все сферы жизнедеятельности города Сочи вопрос возможно решить только при взаимодействии и активном участии властей (в том числе профильных министерств, ведомств, надзорных органов и пр.), предприятий, учреждений и организаций, функционирующих как на территории муниципального образования, так и на созданной в его границах федеральной территории «Сириус».
Вопросы развития курортной столицы России тесно связаны с созданием нового генплана развития Сочи, его туристической и инвестиционной привлекательности как города-курорта и самого популярного места отдыха и развлечений у россиян.
Проектной группой аэропорта Сочи подготовлены предложения по внесению изменений в нормативные акты РФ, необходимые для последовательной реализации инвестиционно-строительных проектов и развития аэропорта Сочи. С декабря 2021 года аэропорт Сочи ведет работу совместно с консорциумом консультантов по развитию аэропорта Сочи. В рамках проекта обсуждаются в том числе и вопросы строительства нового международного терминала, поскольку рост пассажиропотока, особенно на международных направлениях, создает дефицит производственных мощностей аэропорта.
В апреле и мае в рамках рабочей группы администрации города Сочи представители аэропорта приняли участие в «круглых столах», на которых обсудили планы развития, а также ряд ограничений, влияющих как на возможность реализации проектов компании, так и на стратегию и функциональное зонирование Сочи.
Одним из ключевых вопросов при проектировании, строительстве новых и реконструкции существующих объектов города Сочи является строительство ливневой канализации и организация стоков в естественные водоемы города. Существующие нормы не позволяют законным способом осуществлять сброс сточных и дренажных вод в зонах горно-санитарной охраны, которые полностью покрывают территорию Сочи. А проектирование и строительство практически любого объекта без данного раздела проектной документации в принципе невозможно.
При этом в настоящее время на территории Краснодарского края заключено 67 договоров водопользования на реках и 123 договора водопользования на морях. Документами предоставлено право пользования водными объектами для целей сброса сточных вод и осуществляется сброс сточных, в том числе дренажных вод в границах второй зоны округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Правоустанавливающие документы по предоставлению в пользование водных объектов имеют срочный характер. По истечении срока их действия повторное законное предоставление в пользование этих водных объектов с целью сброса сточных и дренажных вод невозможно. До конца 2024 года истечет срок действия выданных решений о предоставлении водных объектов в пользование в целях сброса сточных вод у 67 водопользователей. Среди них аэропорты городов-курортов, морские торговые порты, санатории, предприятия жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса, предприятия и организации, эксплуатирующие объекты олимпийского наследия.
«В сложившейся практике формирования зон горно-санитарной охраны, при реализации природоохранных мероприятий и инвестиционных проектов, подходы к формированию границ таких зон требуют принципиального пересмотра. Активное развитие курортной отрасли и транспортной инфраструктуры на фоне дефицита земли под развитие курортной зоны на юге России ставит серьезные вопросы по формированию санитарно-защитных, горно-санитарных, рекреационных и экологических зон в городах», – говорит руководитель по взаимодействию с органами государственной власти ГК «Аэродинамика» Сергей Черномаз.
Речь идет не только о границах зон города Сочи, но и других городов-курортов: Анапы, Геленджика и др. Вопрос соблюдения санитарных и охранных зон и формирования границ курортов формировался на протяжении длительного времени. Этому способствовало стремительное изменение законодательства в предолимпийский, олимпийский и постолимпийский период, а также отсутствие единообразия трактования норм в законных и подзаконных актах. В результате образовался правовой вакуум, который создает патовую ситуацию по любой инициативе в инвестиционно-строительной отрасли. Проблему возможно решить, только приведя в соответствие всю нормативно-правовую базу, с учетом интересов всех участников процесса и полным соблюдением экологических и санитарных норм. Для этого необходимо вносить изменения в существующие законные и подзаконные акты. Проект одного из таких постановлений уже направлен на рассмотрение в Госдуму, где ведется сбор предложений и замечаний к нему.
Вопрос реализации планов на земельных участках с большим количеством ограничений – главный вопрос, который предстоит решить аэропорту Сочи совместно с региональной властью и федеральным центром. У аэропорта существуют свои особенности, связанные с расположением взлетных полос, ограничениями направлений, которые возможно использовать при взлете и посадке воздушных средств, а также с тем, что аэропорт является одновременно местом базирования авиации нескольких государственных структур. Проводить модернизацию приходится в условиях штатного режима работы аэропорта. Также необходимо учитывать территориальные особенности, поскольку географическое расположение аэропорта имеет весьма ограниченные возможности. При этом территория аэропорта расположена непосредственно в горно-санаторных и водоохранных зонах.
При разработке нового вектора развития аэропорта предполагается использовать самые современные практики и технологии на рынке аэропортовой деятельности, такие как использование автоматизированных линий паспортного контроля, технологии самообслуживания при регистрации на рейс и посадку, мобильные технологии с использованием QR-кодов. В части обеспечения авиационной и транспортной безопасности и повышения пропускной способности планируется к применению быстрые линии досмотра багажа и максимально эффективные кабины для досмотра пассажиров. Совместное взаимодействие и координация команды аэропорта и соответствующих структур и организаций города Сочи при реализации своих планов и проектов позволяют учесть интересы всех сторон и главное – повысить качество жизни и транспортную доступность для всех жителей и гостей города Сочи.