Узбекистан и Казахстан будут вместе противостоять угрозам

региональная безопасность, узбекистан, казахстан, договор, союзнические отношения

Шавкат Мирзиёев и Касым-Жомарт Токаев решили создать общую для двух стран оборону. Фото с сайта www.akorda.kz

Ташкент и Астана планируют подписать договор о союзнических отношениях. Обновленный документ привезет в Узбекистан президент Касым-Жомарт Токаев. Его визит планируется в середине декабря. Страны намерены расширять экономическое и политическое партнерство, а также совместно противостоять возможной агрессии третьих государств.

Первый договор о стратегическом партнерстве Казахстана и Узбекистана был подписан в 1998 году. Первые изменения в документ внесены в 2013-м. С тех пор он не пересматривался. Казахстан стал инициатором трансформации соглашения о стратегическом партнерстве в договор о союзнических отношениях, в большей мере отвечающий ситуации.

Его проект опубликован Министерством иностранных дел и до 12 декабря будет доступен для обсуждения.

Договорно-правовую базу двустороннего сотрудничества составляют более 90 документов, которые охватывают практически все сферы взаимодействия. Документом предусматривается расширение связей в торгово-экономической, культурно-гуманитарной сферах, в области гражданской обороны, энергетики, а также в военной.

Договор, в частности, предусматривает, что в случае возникновения ситуации, представляющей, по мнению одной из сторон, угрозу вооруженного нападения со стороны третьих стран, стороны незамедлительно проводят соответствующие консультации с целью принятия мер, способствующих ее мирному урегулированию. Ни одна из сторон не допускает, чтобы ее территория и ресурсы были использованы в целях подготовки или осуществления агрессии и иных враждебных действий против другой, а также в ущерб ее государственному суверенитету, безопасности и территориальной целостности.

Политолог, эксперт по постсоветским странам Аркадий Дубнов предположил, что две страны могут создать собственную систему региональной безопасности. «Если вспомнить, что Казахстан входит (пока) в ОДКБ (Организацию Договора о коллективной безопасности), а Узбекистан – нет, и поразмыслить о том, кто из «третьих государств» может угрожать вооруженным нападением, во всяком случае Казахстану, то приходишь к парадоксальным выводам: Астана демонстрирует, в частности, Москве, что в случае ее агрессивного поведения по отношению к Казахстану она обратится за помощью к сильному соседу по региону, не входящему в ОДКБ. Инициатива Ташкента и Астаны может рассматриваться и как элемент новой системы обеспечения региональной системы безопасности в Центральной Азии в случае распада ОДКБ», – написал Дубнов в своем Telegram-канале. По его мнению, «мудрые хозяева в скользкие времена подкладывают соломку, чтобы не поскользнуться».

Заведующий сектором Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Андрей Грозин в связи с этим отметил, что статья договора об оказании военной поддержки указывает на то, что Ташкент и Астана рассматривают платформу пока еще неформального союза как важную для себя. Можно предположить, что два ключевых государства не надеются на помощь ОДКБ и будут сами противостоять вызовам и угрозам, но сразу возникает слишком много вопросов: где покупать вооружение, запчасти и т.д.? «Поэтому не вместо ОДКБ, а вместе с ОДКБ», – подчеркнул эксперт. Он считает, что если бы кто-то из стран-соседей во время январских событий оказал практическую помощь Казахстану, то, возможно, ситуация развивалась бы иначе.

Грозин не исключает, что Узбекистан и Казахстан начнут двигаться в сторону оформления некоего регионального воинского контингента, который был бы способен предпринимать какие-то шаги. «Но ждать появления центральноазиатской армии – такая же фантазия, как ждать появления «Армии Турана», – полагает Андрей Грозин. При этом он не исключает, что из-за роста кризисов стороны могут предпринять практические шаги.

«Причиной пересмотра договора стала мировая геоэкономическая и геополитическая турбулентность. В этой ситуации ключевые страны региона Узбекистан и Казахстан – во всяком случае, так считают все мировые центры силы: США, ЕС, РФ и Китай – стараются консолидировать свои позиции, а также избежать возможной и никому не нужной конкуренции. Например, российское предложение о так называемом газовом союзе для двух ключевых государств региона или проект, ориентированный на проникновение в регион Китая в рамках инициативы «Один пояс – один путь», указывают на то, что каждый из игроков пытается переманить «центральноазиатскую двойку» на свою сторону. Однако ни Ташкент, ни Астана не хотят особо ни с кем сближаться, придерживаясь своей политики многовекторности», – сказал «НГ» Грозин.

Кроме того, по его мнению, Ташкент – «выгодная партия» в регионе. «В Казахстане все уже поделено между западными корпорациями, которые постепенно отодвигает Пекин. Узбекистан, несмотря на то что с 2016 года (год смерти первого президента Ислама Каримова и смены власти. – «НГ») прошло немало времени и в стране многое изменилось, для глобального бизнеса все еще остается терра инкогнита. Поэтому две центральноазиатские страны задумались о союзнических отношениях», – отметил Грозин. Инициатором обновленного документа является Казахстан. В Узбекистане, со своей стороны, договор поддержали. В этом как раз отражение узбекской политики дружбы с ближайшими соседями и снижение противоречий по всем азимутам в регионе, понимание того, что совокупный политический потенциал двух ключевых государств региона лучше, чем эти потенциалы по отдельности, считает эксперт.

Он полагает, что подобного рода союз, пусть он еще не имеет четкого оформления, стабилизирует оба государства, дает им дополнительный запас прочности от внешних векторов, которые стараются привлечь каждого из них в свою зону влияния. Но когда готовился документ, вопросы, связанные с безопасностью, занимали стороны в меньшей мере, чем вопросы, связанные с консолидацией возможных политических и даже экономических позиций.

Российское предложение по созданию газового альянса вскрывает ключевые для стран Центральной Азии точки перспективного развития. Энергетическая тема становится более важной, даже важнее, чем военно-политические операции, чем конфликты и все остальное. Как дальше будет развиваться и складываться мировая энергетическая система, как будет проходить начинающийся энергетический кризис и какие последствия для стран-производителей, транзитеров энергоресурсов произойдут после начинающегося переформатирования транспортно-энергетических сетей – вот вопрос, который занимает и Ташкент, и Астану гораздо больше, чем, например, тот же Афганистан.

Гораздо важнее не допустить экономического коллапса, давления по экономическому принципу, социальных беспорядков, которые могут возникнуть в любой момент. Январь в Казахстане продемонстрировал, что даже в благополучной стране может произойти крупный социальный катаклизм, способный создать серьезные проблемы для нормального функционирования государства и его экономики. 

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *