Фото Reuters
В четверг, после третьего дня голосований, конгрессмены вновь не смогли избрать председателя Палаты представителей Конгресса США. Главному кандидату в спикеры от Республиканской партии Кевину Маккарти не удалось набрать 218 голосов своих однопартийцев, хотя они по итогам ноябрьских выборов контролируют Палату представителей. Ему не хватило 18 голосов «за» для избрания на этот пост.
Таким образом, Маккарти, который четыре года был лидером меньшинства в Палате представителей, потерпел 11-е по счету поражение. Подобная ситуация в американской политике не наблюдалась с 1859 года, когда для избрания спикера потребовалось 44 тура голосования.
Причиной поражения стала оппозиция Маккарти 20-и крайне правых республиканцев, требующих от него в обмен на свои голоса различных уступок. Среди них — упрощение процедуры избрания и смещения спикера Палаты представителей, назначение членов их группы в ключевые комитеты, проведение в будущем голосований по снижению государственных расходов. Несмотря на то, что Маккарти согласился с некоторыми из требований, «двадцатка» не уступает. В результате он оказался в полной зависимости от республиканской оппозиции, поскольку демократы, которые будут в меньшинстве в Конгрессе нового созыва, единодушно проголосовали за своего кандидата Хакима Джеффриса. Он набрал 212 голосов, что на 12 больше, чем у Маккарти.
Любопытно, что республиканец Мэтт Гетц, представляющий в Палате представителей Флориду, в четверг вечером внес в список кандидатов в рамках 11-го тура голосования экс- резидента Дональда Трампа. Он заявил, что бывший глава государства вполне подходит для того, чтобы возглавить нижнюю палату Конгресса. По словам Гетца, при Трампе заработная плата американцев росла, а новых войн не начиналось. «Я выдвигаю кандидатуру президента Трампа, потому что мы должны снова сделать нашу страну великой, и он может начать с того, что снова сделает великой Палату представителей», – заявил Гетц.
Действительно, для назначения спикером не обязательно быть членом Палаты представителей, хотя, по традиции, он выбирается именно из числа там заседающих. Неудивительно, что за кандидатуру Трампа проголосовал только сам Гетц. Помимо бывшего президента, в 11-м туре конкуренцию Маккарти среди республиканцев составил конгрессмен Кевин Херн из Оклахомы, получивший семь голосов. А ранее выдвигавшийся на этот пост Байрон Доналдс из Флориды не был номинирован вовсе.
Как будут дальше развиваться события, не берется предсказать никто. Попытки выбрать спикера возобновятся в пятницу в полдень. Многие конгрессмены публично жалуются на безответственность коллег, создавших, по сути, беспрецедентную ситуацию на Капитолии.
Из-за невозможности выбрать спикера 435-местная Палата представителей не может выполнять свои функции. Без него нельзя официально привести к присяге вновь избранных конгрессменов, не говоря уже о проведении слушаний, рассмотрении законов или анализе действий администрации Джозефа Байдена.
Сам Байден еще в среду призвал конгрессменов «взять себя в руки», заявив, что беспорядочная борьба за пост спикера Палаты представителей плохо отражается на положении в стране. Видные же республиканцы выражают беспокойство тем, что ситуация вокруг спикера может нанести серьезный политический ущерб их партии, продемонстрировав ее неспособность к управлению. «Не превращайте наш большой триумф в гигантское унизительное поражение», — обратился к «двадцатке» конгрессменов Трамп. Самой крупной за 60 лет опасностью для Республиканской партии назвал ситуацию бывший спикер Палаты представителей республиканец Ньют Гингрич.
Впрочем, конгрессвумен Марджори Тейлор Грин, сторонница Маккарти, намекнула Reuters на то, что за кулисами голосования происходят некие «хорошие вещи», предположив, что в скором будущем «мы увидим какое-то движение».
Если Маккарти все же не удастся сплотить республиканцев, им придется искать ему альтернативу. Среди вероятных кандидатов называют второго по старшинству республиканца в Палате представителей Стива Скализа и консерватора Джима Джордана. Причем оба конгрессмена поддерживают Маккарти.
По традиции, спикер Палаты представителей должен занять второе место в очереди на пост президента США после вице-президента Камалы Харрис.