Юн Сок Ёль (в центре) готов уравновесить силу силой. Фото с сайта www.president.go.kr
Пугающее заявление сделал президент Республики Корея Юн Сок Ёль. Он допустил, что его страна может при определенных обстоятельствах обзавестись ядерным оружием. Министерство обороны Южной Кореи позднее выступило с разъяснениями, из которых следовало, что президент говорил лишь о гипотетической возможности. Тем не менее факт остается фактом: лидер второй страны Корейского полуострова сделал заявку на вступление в «ядерный клуб».
На совещании с участием министров иностранных дел и обороны Юн Сок Ёль высказался о мерах противодействия ядерной угрозе со стороны КНДР. «Если проблема усугубится, можно разместить тактическое ядерное оружие в Республике Корея или обзавестись своим. В таком случае мы сможем быстро получить его благодаря нашей науке и технологиям», – сказал он. Юн Сок Ёль не сказал, от какой страны он ожидает размещения тактического ядерного оружия. Но в данном случае ясно, что имеется в виду самый главный союзник страны – США. Там, впрочем, желания размещать ядерные арсеналы на южнокорейской территории не проявляли. Еще Дональд Трамп в 2018 году, во время своего президентского срока, категорически высказался против установления американского ядерного зонтика над Южной Кореей. Он тогда подчеркивал, что его страна выступает именно за денуклеаризацию Корейского полуострова. То есть за то, чтобы от своего ядерного оружия избавилась КНДР, а не за то, чтобы оно появилось еще и на территории Южной Кореи.
Можно вспомнить и события 1970-х годов. Когда тогдашний лидер Южной Кореи Пак Чжон Хи объявил о намерении получить атомную бомбу, именно под давлением Вашингтона ядерная программа Сеула была свернута и страна в 1975 году присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия. С тех пор президенты Южной Кореи с аналогичными идеями не выступают. Не было этого даже в апреле 2022 года. Тогда Ким Ё Чжон, сестра северокорейского лидера Ким Чен Ына, пригрозила: «Если Южная Корея пойдет на военную конфронтацию, наши ядерные силы будут должны выполнить свой долг». Ранее КНДР грозила ядерным ударом только США и Японии. Ее слова можно рассматривать и как адресованные Юн Сок Ёлю лично. В марте он, кандидат правоконсервативной партии «Сила народа», одержал победу на президентских выборах.
Неудивительно поэтому, что заявление Юн Сок Ёля вызвало большой резонанс. Сразу несколько южнокорейских чиновников поспешили разъяснить его слова. В частности, замминистра обороны Син Бом Чхоль объяснил в интервью радиостанции KBS, что президент говорил лишь о гипотетической возможности, когда у страны не будет иного выбора. «Если ситуация ухудшится с точки зрения права на выживание, разве мы не должны что-то предпринять?» – задался он риторическим вопросом.
Тем не менее представление о том, что ядерную угрозу надо сдерживать ядерной угрозой, в целом укладывается в логику, которой руководствуется бывший прокурор Юн Сок Ёль, по своим убеждениям не столько проамериканский консерватор, столько прагматик, уверен ведущий научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН Константин Асмолов. «Он считает, что силу можно уравновесить только силой. Другое дело, что это запускает порочный круг», – отметил эксперт в комментарии «НГ». Однако и взгляды сторонников президента в данном случае играют свою роль. «Еще при его предшественнике Мун Чжэ Ине консерваторы говорили о том, что для полной уверенности в ядерном сдерживании неплохо бы обзавестись своей ядерной бомбой. Так что Юн Сок Ёль озвучивает не только свои мысли», – полагает Асмолов. При этом эксперт предостерегает от поспешных выводов. Заявление президента не означает, что Южная Корея прямо сейчас начнет добиваться получения ядерного оружия. Оно лишь свидетельствует о том, что, как выразился Асмолов, «со временем количество может перейти в качество».
Важен и контекст речи Юн Сок Ёля. В стране все еще живо обсуждают события конца декабря, когда в небо Южной Кореи в течение нескольких дней вторгались северокорейские беспилотники. При этом южнокорейские ПВО оказались не на высоте. Один дрон долетел до центра Сеула, а один из боевых самолетов южнокорейских ВВС, посланный на перехват, разбился по неустановленной причине. В этих условиях президент страны был вправе продемонстрировать своим избирателям решительность и готовность пойти, если потребуется, на самые жесткие меры.
***
Общую тенденцию к милитаризации государств отмечают авторы российских Telegram-каналов. «Концерн «Калашников» отчитался о рекордном объёме оружейного производства за последние 20 лет. По понятным причинам наши оружейники не единственные у кого прошедший год стал удачным. Сейчас начинается сезон отчётов и большинство конкурентов выкладывают весьма бодрые итоги для своих акционеров. Rheinmetall дал +20% прибыли. Эрдоган заявил о росте турецкого оружейного экспорта аж в 18 раз.
В США именно оружейный сектор обеспечил хоть какой-то рост экономики. Практически все отрасли упали. Только ВПК и энергетика продемонстрировали бурный рост. Можно сказать, что производство вооружений стало драйвером роста мировой экономики в прошедшем 2023 году. Теперь аналитики гадают — насколько долгосрочным окажется этот тренд», — пишет, например, «Темник».
«В анонсированных поставках польских и британских танков важно не количество (мизерное) а сам факт, открывающий поставки совеменной западной техники в целом. НАТО продолжает наращивать свое участие в конфликте, очевидно по принципу «чего тут думать, трясти надо» — но вот вопрос какую степень истощения уже собственных арсеналов готовы допустить в Альянсе — очень большой, — полагает «Мейстер». — Это Штаты могут отгружать танки сотнями, их у них много на складах. Но общий уровень военных обязательств США таков, что подобные идеи встречают довольно жесткое сопротивление — тратить арсеналы на Украине в условиях противостояния с Китаем американские военные не готовы».
«Министр обороны ФРГ Кристина Ламбрехт заявила: Германия постарается поставить Украине 40 БМП Marder до конца первого квартала 2023 года. Наряду с анонсированным решением Пентагона о поставках Украине САУ «Паладин» это шаг, имеющий не только практическое, но и символическое значение: Украину начинают снабжать оружием, состоящим на вооружении армий НАТО», — полагают авторы канала «Мюсли вслух».