Власти ответили на протесты смертными приговорами. Фото Reuters
Далеко не самые лучшие отношения между Ираном и Великобританией резко обострились. Из Тегерана был отозван посол Соединенного королевства, а британский МИД заговорил о необходимости новых мер воздействия на Исламскую Республику. И так зашедшие в тупик переговоры, касающиеся восстановления Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе (СВПД или «ядерной сделки»), рискуют вовсе прекратиться. Виной всему – казнь в Иране британского подданного Алирезы Акбари. Она была осуществлена, несмотря на протесты Лондона.
Акбари повесили в субботу, на следующий день после того, как глава МИД Великобритании Джеймс Клеверли публично призвал Тегеран не приводить в исполнение ранее вынесенный приговор. Министр назвал казнь «политически мотивированным актом варварского режима» и пообещал, что на нее будет ответ. Санкции против генерального прокурора Ирана Мохаммада Джафара Монтазери были введены немедленно.
Акбари стал четвертым иранцем, казненным за этот месяц по обвинению, которое западные политики публично называли политически мотивированным. Трое других казненных – участники протестов, последовавших за смертью в сентябре прошлого года иранки Махсы Амини. Акбари же инкриминировался шпионаж в пользу Великобритании и Израиля. Кроме того, в отличие от трех других казненных, он в прошлом – высокопоставленный чиновник. Акбари был заместителем министра обороны в 2000–2008 годах при президенте Мохаммаде Хатами, считающемся реформатором, и при консерваторе Махмуде Ахмадинежаде. После отставки Акбари переехал в Великобританию, получив двойное гражданство, а в 2019 году опрометчиво решил приехать в гости на родину, где его и арестовали.
В начале прошлой недели иранское телевидение продемонстрировало видео с записью его признания в шпионаже в пользу британской разведки. В то же время на Западе была опубликована аудиозапись, где человек с голосом, похожим на Акбари, говорит, что его признание вырвано под пытками. Как бы то ни было, 11 января, по сообщению иранских СМИ, апелляцию на смертный приговор Верховный суд Ирана отклонил.
Казнь Акбари выглядит как предупреждение иранским отставным чиновникам и едва ли не связана с протестами, которые шли в Иране в течение трех месяцев и так до конца и не закончились. Число погибших при их подавлении идет на сотни, что возмутило западных участников переговоров в Вене по восстановлению «ядерной сделки» – представителей Германии, Франции и Великобритании. А теперь газета Sunday Telegraph утверждает, что британские власти вовсе намерены отказаться от поддержки СВПД.
Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин в комментарии «НГ» заметил, что дело Акбари и переговоры о «ядерной сделке» напрямую не связаны. «Но, конечно, отношения между двумя странами будут еще более ухудшены. А что касается переговоров по «ядерной сделке», то по ним, как заявлялось, к сентябрю был прогресс, оставалось, условно говоря, согласовать несколько запятых. Но тут начались протесты и их подавление. Кроме того, в сентябре углубилось военно-техническое сотрудничество Ирана и России, что вызвало крайнее недовольство Запада и практически приостановило переговоры в Вене», – сказал эксперт.
В сложившейся ситуации шасны на снятие или ослабление санкций в отношении Ирана становятся совсем мизерными. Не исключено, что это подхлестнет сближение Тегерана и Москвы, хотя перспективы российско-иранского экономического сотрудничества эксперты оценивают по большей части скептически. Следует заметить, что подготовка новых санкций против Ирана за контакты с Россией готовится Евросоюзом. Это, в частности, на днях подтвердила председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. А в субботу постоянный представитель США при Совбезе ООН Линда Томас-Гринфилд заявила, что «Иран сейчас рассматривает возможность продажи сотен баллистических ракет России». Это означает, что так или иначе «наказать» Тегеран в ближайшее время собираются и в Вашингтоне.