Из-за землетрясения Дамаск ждет от Запада ревизии санкций

сирия, землетрясение, шуманитарная помощь, западные санкции, погранпереходы

Объединенные Арабские Эмираты — одна из немногих стран, которые отправили свою помощь в Сирию. Фото Reuters

Власти Сирии вернулись к призывам о необходимости пересмотра введенных против них санкций на фоне последствий разрушительного землетрясения, затронувшего как правительственные, так и мятежные районы. Вместе с тем Дамаск обвинил западные столицы в избирательном подходе к пострадавшим, проявившемся, по его оценкам, в более лояльном отношении к оппозиционным анклавам. США и их союзники, напротив, считают, что одним из препятствий на пути снабжения нуждающихся стал сам президентский дворец и его иностранные союзники, противящиеся открытию ряда КПП по периметру границы.

Первый западный гуманитарный конвой направился в Сирию 9 февраля. Специально для этого был задействован контрольно-пропускной пункт (КПП) «Баб аль-Хава» на границе с Турцией.

На сегодняшний день это единственный переход, функционирующий с официального одобрения Совета Безопасности (СБ) ООН. «Нужно сделать все, чтобы не было препятствий для оказания помощи, требующейся для спасения жизней в Сирии», – призвал на брифинге в Женеве специальный посланник генсека ООН по Сирии Гейр Педерсен. Он сообщил, что инициировал соответствующие консультации с представителями США и Европейского союза. «Они заверили меня, что не будет преград для поставок помощи в Сирию», – сообщил он.

Пресс-служба Еврокомиссии проинформировала 9 февраля, что европейское сообщество начало отправку в Сирию помощи для ликвидации последствий землетрясения. «После того как накануне был активирован европейский механизм гражданской обороны для Сирии, европейский кризисный центр тесно взаимодействует со странами-членами по выделению помощи. Италия и Румыния уже сделали первые предложения, включая палатки, спальные мешки, матрасы, кровати, продукты питания, зимнюю одежду и многое другое», – говорится в заявлении по этому поводу. Несмотря на отсутствие дополнительных подробностей, можно предположить, что процесс снабжения будет реализовываться через неправительственные гуманитарные организации.

В свою очередь, сирийский официоз сетует на избирательность, с которой международное сообщество подходит к устранению последствий природной катастрофы на территории Арабской Республики. «Большая часть денежных средств, все оборудование были отправлены в Турцию из Европы и из США. А в Сирию из Европы – вообще ничего», – заявила в эфире телеканала Sky News советница президента Арабской Республики Бусейна Шаабан. По ее словам, Запад волнует ситуация только тех анклавов, которые контролируются враждебными Дамаску военизированными формированиями. «Ему нет дела до районов, в которых проживает большинство сирийцев», – возмутилась Шаабан и призвала зарубежных игроков «отложить политику в сторону».

Нельзя не заметить, что в эти дни сирийские официальные лица вернулись к призывам снять со страны западные санкции, которые, по их оценкам, препятствуют оказанию помощи. Постпред Арабской Республики при ООН Бассам Саббах заявил, что самолеты якобы не могут приземляться в Сирии из-за ограничительных мер США и ЕС. «Так что даже те государства, которые хотят направить гуманитарную помощь, не могут использовать авиагруз из-за санкций», – подчеркнул он, выступая в Нью-Йорке. По-видимому, дипломат имел в виду американский «Закон Цезаря» – акт, который подводит базу под введение рестрикций против государственных и частных субъектов, ведущих любое, даже деловое взаимодействие с властями Сирии.

За время гражданской войны тема поддержки мирного населения Арабской Республики редко выходила за пределы политики. По мере восстановления контроля над территорией страны президентский дворец в Дамаске все уверенней настаивал на том, чтобы вопрос гуманитарной помощи разрешался централизованно, через него. США и их союзники, в свою очередь, отказывали сирийскому правительству не только в праве заниматься решением таких проблем, но и в самой способности распределять грузы прозрачно и справедливо. В связи с этим в рамках западного дискурса о гуманитарном транзите все отчетливее был заметен перекос в пользу неправительственных районов, существующих в полуавтономном режиме.

Отдельным поводом для противоречий в последние годы было функционирование по периметру границы переходов, обладающих разрешением постоянных членов СБ ООН. Работа таких КПП помогала оказанию помощи неподконтрольным центральному правительству районам. В 2014 году гуманитарным организациям дали возможность использовать такие пограничные пункты, как «Баб аль-Салам» (сирийско-турецкая граница), «Баб аль-Хава», «Аль-Ярубия» (сирийско-иракская граница) и «Аль-Рамата» (сирийско-иорданская граница). Тем не менее по мере военных успехов официального Дамаска количество КПП, обладающих соответствующим мандатом, постепенно сокращалось. Сейчас полномочия остались только у «Баб аль-Хавы».

«В связи с этим мы каждый год боремся не только за сохранение этого перехода, одобренного ООН, но и за организацию дополнительных на случай, если этот будет выведен из строя», – заявил госсекретарь США Энтони Блинкен, выступая накануне на совместной пресс-конференции с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом. Ответственность за желание заблокировать и ограничить работу этих КПП шеф американской дипломатии возложил на Россию, которая, в свою очередь, всегда говорила о растущей дисфункциональности переходов с точки зрения равномерности распределения помощи. Так что вполне вероятно, на фоне землетрясения дипломатический спор вокруг статуса сирийских погранпереходов только обострится. 

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *