Почему Fan ID так сложно отменить

футбол, карта болельщика, fan id, политика, фанаты, контроль

Фото агентства городских новостей «Москва»

Президент РФ Владимир Путин поручил правительству и Агентству стратегических инициатив по продвижению новых проектов до 1 мая принять меры «по упрощению использования гражданами, прежде всего инвалидами, пенсионерами и детьми, систем идентификации футбольных болельщиков». Речь идет о карте болельщика, она же Fan ID, которая с этого года действует на всех матчах Российской премьер-лиги (РПЛ) и на финале Кубка России.

Ранее зампред Совбеза Дмитрий Медведев, общаясь с журналистами, раскритиковал новую систему допуска на матчи РПЛ. «Если во время чемпионата мира хотя бы было понятно, что речь идет об обеспечении глобальной безопасности, то сейчас это приобретает совершенно абсурдные формы. Недавно читал о том, что на футбольный матч не пустили семью, потому что у семимесячного ребенка не было Fan ID. Ну, слушайте, это же издевательство. Нужно как минимум корректировать правила тогда», – заявил экс-президент и экс-премьер.

После введения Fan ID на всех матчах РПЛ клубы столкнулись с катастрофически низкой посещаемостью. На одной из игр болельщиков можно было при желании узнать поименно: их было чуть больше 200. В то же время и на матче сборной России против сборной Ирака, и на играх Первой лиги и Кубка России, и даже на товарищеской встрече ЦСКА с любительской командой 2DROTS, основанной блогерами, посетителей было много. Это мощный, прежде всего экономический удар по клубам. Они ничего не могут с этим поделать и вынуждены исполнять закон.

Стоит отметить, что за многими футбольными клубами стоят влиятельные люди. Это и губернаторы, и банкиры, и бизнесмены, интегрированные в систему власти, близкие к людям, принимающим решения. Но даже их влияния не хватило для того, чтобы остановить запуск новой системы или вовремя существенно ее скорректировать. Более того, поправки, которые сейчас предлагает сам президент Путин, кажется, не решают основную проблему. Часть футбольной общественности надеется на то, что смягчение правил будет означать вывод РПЛ из-под действия Fan ID, то есть превращение системы в формальность. Но распоряжение Путина на это никак не указывает.

Российской власти тяжело отступать от принятых решений, даже если они усложняют всем жизнь, а пользу от них никто убедительно не в состоянии объяснить. Это часть политической культуры: отчего-то считается, что исправить ошибку, видя реакцию людей, означает проявить слабость. Можно, конечно, вспомнить обратный пример: отказ от поспешного рассмотрения в Думе закона о QR-кодах в транспорте на фоне ковида. Но тогда закон только обсуждали, его еще не приняли. Fan ID же вводили постепенно, но уверенно.

Необходимость системы идентификации болельщиков власти объясняли соображениями безопасности. В России это звучит как мантра, ее произнесение не предполагает лишних вопросов. Однако, когда явно непопулярную меру, причем затрагивающую нишевую практику – посещение футбольных матчей, не желают просто взять и отменить, вопросами задаться все-таки приходится. И начинает казаться, что речь идет о совершенно конкретном, а не об общем понимании безопасности.

Введение Fan ID очень похоже на политическое решение, и, вероятно, поэтому его так нелегко пересмотреть. Футбольный матч – одно из немногих публичных мероприятий в России, где люди могут собираться организованно, большими группами, устраивать перформансы, что-то скандировать. Им не нужно согласовывать это с властями. Достаточно купить билет. Если же говорить о футбольных фанатах, то властям уже приходилось погружаться в эту среду, весьма чувствительную к социально-политическим реалиям, непредсказуемую в своих реакциях. Fan ID может быть средством контроля над фанатами. И кажется, фанаты это почувствовали – и уже отреагировали. 

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *