После того как Биньямин Нетаньяху уволил министра обороны и продолжил настаивать на пересмотре судебной системы Израиля, на акции протеста вышли даже домохозяйки. Фото Reuters
Израиль столкнулся с беспрецедентным всплеском протестной активности после того, как премьер-министр Биньямин Нетаньяху пошел на увольнение министра обороны Йоава Галанта, открыто выступившего против реформы судебной системы. Объявленная манифестантами Неделя национального паралича заморозила инфраструктуру страны, поставив главу правительства перед сложным выбором: уступить голосу улицы или продолжить продвижение юридической инициативы, способной усилить власть правящей коалиции. Но само допущение компромисса ударило по целостности правительства.
С утра 27 марта источники израильских изданий начали говорить о готовности Нетаньяху поставить на паузу преобразования, призванные ограничить полномочия Верховного суда. Ожидалось, что он выступит с обращением в первой половине дня. Премьер выглядел лишенным пространства для маневра из-за ситуации вокруг принятого им накануне решения снять с должности министра обороны, демонстративно заявившего о пагубном влиянии ожидающейся перестройки системы юстиции на безопасность. Готовность жертвовать главой военного ведомства повысила накал возмущения в лагере манифестантов, которые последние несколько месяцев и без того активно выходят на улицы, выражая недовольство конфронтационным курсом правящей коалиции.
Забастовка заморозила работу многих израильских учреждений – от детских садов до аэропортов. В качестве ответной меры правый лагерь, на который опирается действующее правительство, созвал на вечер 27 марта собственный митинг. Официальные лица утверждали, что именно это одна из причин, по которой премьер в этот день час за часом откладывал публичное выступление: окружение советовало ему представить решение по реформе только после того, как станет ясно, насколько велик потенциал у уличных выступлений лоялистов. Ряд депутатов возглавляемой Нетаньяху партии «Ликуд» разместил в социальных сетях призыв к сторонникам принять участие в акциях: «Чрезвычайное положение. Они не украдут у нас выборы!» Между тем протестующие даже штурмовали вчера дом Нетаньяху.
Первые сообщения о намерении Нетаньяху сделать уступки протестующим превратились в стресс-тест для единства правительства, особенно для его правого религиозного крыла, отличающегося бескомпромиссными подходами ко многим проблемам. Если лидер партии «Религиозный сионизм» Бецалель Смотрич одобрил план заморозки судебной реформы на время, то председатель «Еврейской мощи» Итамар Бен-Гвир пригрозил выходом из альянса, с трудом сформированного действующим премьером в конце минувшего года. Бен-Гвира пытались отговорить от демарша. «У нас нет другого выхода, кроме как остановиться. Необходимо убедить Итамара не разваливать правительство», – отметил министр юстиции Ярив Левин.
Впрочем, большинство обладателей министерских портфелей, по сообщениям израильских изданий, оказались не против поставить на паузу капитальный ремонт судебной системы, чтобы сохранить равновесие внутри правительства. В то же время некоторые политики предложили Нетаньяху вернуть на свою должность министра обороны, чье увольнение стало новым триггером протеста. «Когда дом горит, вы не спрашиваете, кто прав, а льете воду и спасаете его обитателей, – подчеркнул, комментируя кризисную ситуацию, министр культуры и спорта Мики Зоар, член партии «Ликуд». – Если премьер-министр решит приостановить действие законодательства, чтобы предотвратить раскол, возникший в стране, мы должны поддержать его позицию».
Нетаньяху, обычно не склонный
к компромиссам, сейчас вынужден
идти на уступки. Фото Reuters
За первые месяцы своего пребывания у власти правящая коалиция представила, по подсчетам СМИ, 141 законопроект, в той или иной степени реорганизующий систему власти в Израиле. Наибольший резонанс произвела как раз многосоставная юридическая реформа, в основе которой лежит идея о необходимости обуздать Верховный суд. Ее сторонники уверены, что высшая инстанция, обладающая непропорционально большими полномочиями, придерживается повестки левого лагеря. Критики утверждают, что реформа необходима коалиции, чтобы разрушить систему сдержек и сконцентрировать власть в своих руках. Отдельно Нетаньяху припоминают то, что у него есть конфликт интересов из-за заведенных на него коррупционных дел.
В интервью зарубежным СМИ, которое вышло в эфир 27 марта, глава правительства выступил с объяснением необходимости инициативы. «Есть одно соображение, которое выдвигают критики и противники судебной реформы, и я думаю, что это обоснованное беспокойство: вы хотите перейти от одной крайности к центру. Вы не хотите, чтобы маятник качнулся в другую сторону, когда Кнессет, наш парламент, может отменить любое решение Верховного суда, и я думаю, что для этого нужен баланс», – заявил Нетаньяху, в то же время добавив: «Сейчас много напряжения, и я бы хотел, чтобы этого не было, однако я совершенно уверен, что мы преодолеем эти трудности, потому что нужно реформировать то, что закостенело».
Даже демонстративную готовность главы правительства уступить вряд ли можно будет считать полноценным предотвращением кризиса. Внутрикоалиционные дискуссии пока что велись исключительно о временном замораживании реформы или об ограничении отдельных ее компонентов. Близкие к Нетаньяху люди любят утверждать, что тот не склонен к большим компромиссам. Наблюдатели говорят, что премьер побоялся бы объявлять об отставке министра обороны, своего однопартийца, если б не был так уверен в собственной правоте. Другую причину для беспокойства вызывает растущая поляризация общества, за которой, как утверждают профильные структуры, теперь внимательно следят региональные противники Израиля.
Парламентская оппозиция обрисовывает свой план выхода из кризиса – принятие Основного закона страны. «Мы не успокоимся, пока в Израиле не будет Конституции», – пообещал, выступая на антиправительственном митинге 27 марта, бывший премьер-министр Яир Лапид. Он убежден, что Конституция определит зону ответственности каждой ветви власти в Израиле и сформирует механизм разрешения любых конфликтных ситуаций. «Если они (представители правого религиозного лагеря. – «НГ») хотят, чтобы мы жили здесь вместе, они должны уважать наши ценности. То, что свято для нас, не менее важно, чем то, что важно для них», – подчеркнул Лапид.
Очевидно, что полумер критикам власти будет недостаточно. Председательница оппозиционной партии «Авода» Мерав Михаэли завила, что с правящей коалицией можно будет вступать в диалог только после того, как все продвигаемые законопроекты о пересмотре судебной системы будут отменены навсегда. «Мы в одном голосе от потери нашей демократии. Еще одно голосование, и система правления в Израиле изменится», – предупредила она.