Пашинян и Алиев собрались на многораундовые переговоры

армения, азербайджан, граница, обострение, пашинян, алиев, ес

Никол Пашинян и Ильхам Алиев еще раз попытаются договориться. Фото Reuters

В преддверии встречи президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьера Армении Никола Пашиняна, которая состоится 14 мая в Брюсселе при участии президента Евросовета Шарля Мишеля, ситуация на армяно-азербайджанской границе опять обострилась. МИД Армении и Азербайджана выступили с заявлениями, в которых обвинили стороны в «традиционной провокации перед важными переговорами». С армянской стороны – четверо раненых, с азербайджанской – один погибший, один раненый. К полудню четверга ситуация на границе в направлении Сотка, где произошло обострение, стабилизировалась.

Баку называет свои действия ответом на обстрел армянскими формированиями азербайджанских позиций с целью дестабилизации.

В сообщении МИД Азербайджана говорится о том, что армянские ВС использовали иранские беспилотники, что, к слову, опровергло Министерство обороны Армении – в армянской армии иранские дроны на вооружении не состоят.

Эксперт по военным вопросам Адалят Вердиев, комментируя произошедшее, заявил, что подобными действиями Армения ставит под сомнение мирные переговоры. «Два дня назад Пашинян находился в Москве. По возвращении в Ереван он собрал все военное руководство. После этого произошло обострение на границе. Это может свидетельствовать о том, что Пашинян получил заказ на эти провокации от внешних сил», – заявил Вердиев азербайджанским СМИ.

Никол Пашинян заявил, что действия Азербайджана вписываются в общую канву: оказывать давление для получения на переговорах возможного максимума. Он подчеркнул, что Азербайджан придерживается тактики создавать новые проблемы, чтобы существующие оказались на втором плане. «Устроив эту провокацию на границе, азербайджанское руководство, видимо, надеется оттенить проблему Лачинского коридора (единственной дороги, соединяющей Нагорный Карабах с Арменией. – «НГ»), чтобы этот вопрос не обсуждался», – заявил Пашинян.

На заседании правительства 11 мая армянский премьер опроверг слухи о том, что в Брюсселе будет подписан какой-то документ: «Такая вероятность очень низка, потому что проект договора об установлении мира и межгосударственных армяно-азербайджанских отношений находится в зачаточном виде и о подписании говорить рано».

Он не стал комментировать публикации в армянских СМИ о том, что встреча в Брюсселе стала возможной только после отказа армянской стороны от участия в них президента Франции Эмманюэля Макрона. На этом настаивал Баку. Согласно тем же публикациям, через две недели в Кишиневе может состояться еще одна встреча Пашиняна с Алиевым, но уже с участием Макрона и канцлера Германии Олафа Шольца. А в октябре переговоры могут продолжиться в испанском городе Гранада.

Но до всего этого уже 19 мая в Москве встретятся министры иностранных дел Арарат Мирзоян и Джейхун Байрамов. По мнению большинства политологов, они в российской столице подтвердят договоренности, достигнутые в ходе недавних четырехдневных переговоров в США. Но чего конкретно достигли министры, остается неизвестным. Хотя госсекретарь США Энтони Блинкен назвал переговоры успешными, отсутствие малейшей позитивной информации из Баку или из Еревана говорит скорее о дежурном характере его заявления. Гораздо больше известно о противоречиях в позициях Армении и Азербайджана. Между сторонами имеются глубинные разногласия по ключевым вопросам. Они касаются не только Нагорного Карабаха, но и мелких анклавов.

Баку требует официального однозначного признания Арменией Нагорного Карабаха частью Азербайджана. Не ограничиваясь общими формулировками о территориальной целостности Азербайджана. Считая Нагорный Карабах своей территорией, Баку хочет решать все связанные с ним вопросы самостоятельно.

Армения, в свою очередь, требует, чтобы диалог между Баку и Степанакертом проходил под контролем международных наблюдателей. Что означает фактическую реанимацию Минской группы (МГ) ОБСЕ, которая десятилетиями курировала армяно-азербайджанские переговоры, но не особо преуспела в этом.

Противоречия между Арменией и Азербайджаном не ограничиваются одним лишь Нагорным Карабахом. Ереван пытается добиться от Баку отказа от восьми небольших сел, в советское время являвшихся азербайджанскими анклавами в Армении. Баку же хочет восстановить тот «советский расклад», который Армению никак не устраивает. Дело в том, что эти крохотные населенные пункты, частью безлюдные, расположены на стратегических дорогах, соединяющих северные и южные районы Армении, а также на магистралях, идущих в Грузию и Иран.

Политолог Александр Искандарян считает, что Азербайджан пытается поскорее закрыть карабахскую и армянскую тему в целом подписанием мирного договора, пока Россия занята Украиной. С этим согласен российский политолог Николай Силаев, который еще упоминает турецкий фактор. По мнению Силаева, в случае поражения Реджепа Тайипа Эрдогана на президентских выборах Баку может потерять незыблемую опору в лице Анкары, то есть отношения останутся хорошими, но уже с некоторыми оговорками.

В преддверии переговоров в Брюсселе госсекретарь США Энтони Блинкен обсудил ситуацию на Южном Кавказе с главой Евросовета Шарлем Мишелем. «Мир на Южном Кавказе является нашей передовой целью», – заявил Блинкен.  

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *