Канцлер ФРГ и глава МИДа испытывают внешнюю политику на разрыв

фрг, канцлер, мид, внешняя политика, стратегия нацбезопасности, украинский конфликт, нато

Фото Reuters

Первая в истории Германии Стратегия национальной безопасности стала ответом Берлина на события в Украине. 76-страничный документ был представлен правительством в среду на пресс-конференции, которую СМИ назвали не более чем пропагандистским мероприятием. А разногласия между лидерами правящей коалиции придали Стратегии скорее декларативный, чем конкретный характер.

На презентации документа присутствовали федеральный канцлер Олаф Шольц, глава МИДа Анналена Бербок, министр финансов Кристиан Линднер, а также представители силового блока – министры обороны и внутренних дел. Ранее в Германии не было подобной Стратегии, хотя разговоры о ней велись и при прежних правительствах. Для того чтобы она появилась именно сейчас, отмечает журнал Spiegel, нужны были особые обстоятельства, и они связаны прежде всего с явно наметившимися разногласиями в правящей коалиции. Они касаются как многих сторон деятельности кабинета министров, особенно в экономической сфере, так и обострившихся отношений между входящими в правительство «Зелеными» и свободными демократами (СвДП), пытающимися отстаивать интересы бизнеса и среднего класса. Наибольший резонанс эти разногласия нашли при обсуждении так называемого энергоповорота – главного козыря «Зеленых», с которым они и вошли в правительство.

Поэтому правительственным партиям нужно было вовне продемонстрировать единство и сплоченность, и лучшим поводом для этого стала презентация концепции, которую журнал назвал «в значительной части нечетко сформулированной». В пользу пропагандистского характера мероприятия говорит и тот факт, что документ был представлен журналистам, а не парламенту. Это подтверждает и тот факт, что представление состоялось в день 65-летия канцлера Шольца. Все эти совпадения даже вызвали резкую критику со стороны оппозиционного консервативного союза ХДС/ХСС, лидеры которого как раз и усмотрели в мероприятии скорее именно пропагандистский характер.

Spiegel полагает, что документ был представлен общественности по крайней мере с полугодовым опозданием, поскольку его появление во многом связано с событиями в Украине. В связи с чем Россия получила клеймо «наивысшей угрозы для мира и безопасности».

Задержка с публикацией стратегии безопасности, очевидно, связана с «долгими спорами по отдельным темам», наличие которых министр иностранных дел вынуждена была признать в своем выступлении. Скорее всего это было связано с тем, что сама концепция готовилась под руководством Бербок, о чем объявил канцлер.

Важнейшей спорной темой, похоже, явилось отсутствие упоминания о постоянно действующем Совете национальной безопасности, который и должен был бы заняться реализацией разработанной концепции. На это обстоятельство сразу обратили внимание критики из рядов оппозиции. Лидер христианских демократов Фридрих Мерц назвал представленный документ «лишенным содержания, пустым с точки зрения оперативных выводов и внешнеполитически не согласованным».

Spiegel озаглавил вышедшую в четверг по итогам презентации редакционную статью «Каждый за себя и никто за общие интересы». Редактор Кристоф Шульт отмечает, что «национальная стратегия безопасности потерпела крах из-за эгоизма партнеров по правящей коалиции. Прежде всего министр иностранных дел Анналена Бербок сделала все, чтобы помешать усилению позиций ведомства федерального канцлера». Автор называет это «исторической ошибкой».

Не секрет, что между МИДом и ведомством федерального канцлера уже давно идет спор относительно того, какое учреждение является ведущим при разработке и реализации германской внешней политики. Скорее всего поэтому в документе присутствует анализ ситуации, но отсутствуют рекомендации по реализации целей концепции.

Но даже в этом анализе допущены искажения исторической правды. В частности, при анализе событий 1990-х годов, приведших к краху Варшавского договора, социалистической системы в Восточной Европе, развалу СССР и объединению Германии, отмечается, что все это произошло в результате «мирной революции», а роль последних лидеров СССР даже не упоминается.

Основным стержнем концепции остаются трансатлантическое сотрудничество в рамках НАТО и рост немецких военных расходов. Давно заявленная натовская цель – увеличение военных расходов до 2% ВВП на этот раз объявлено приоритетным. Правда, министр финансов Линднер, отвечая на вопросы на пресс-конференции, признал, что этой цели придется добиваться за счет сокращения других программ. Какие из них станут жертвой гонки вооружений, сказать трудно. Но это, несомненно, станет новым конфликтным полем в рядах коалиции. 

Берлин

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *