Афганские силовики и узбекские пограничники обсудили безопасность совместной границы. Фото с сайта www.mobta.gov.af
Делегация Министерства внутренних дел, пограничных и племенных дел Афганистана во главе с министром Малави Гулам Наби Самим посетила Узбекистан, где встретилась с командованием пограничных войск республики. На переговорах обсуждались вопросы безопасности общей границы, а также проблемы, с которыми сталкиваются местные жители. Судя по всему, речь шла о доступе к воде и реализации проекта водного канала Кош-Тепа, помочь достроить который обещал президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в своей предвыборной программе, которую он будет реализовывать в ближайшие семь лет.
ЦИК Узбекистана 11 июля утвердил результаты досрочных выборов, победителем которых стал действующий президент Шавкат Мирзиёев, набрав 87,05% голосов. Его инаугурация состоится в ближайшие дни, но не позднее чем через месяц после выборов.
В своей предвыборной программе действующий глава государства обращался к теме воды и распределения водных ресурсов в регионе. Вызвано это было обеспокоенностью узбекской стороны строительством канала Кош-Тепе на севере Афганистана. Руководство «Талибана» (запрещено в РФ) заявило, что вода нужна для решения продовольственной проблемы в Афганистане и что строительство остановлено не будет.
В Ташкенте решили не спорить с Кабулом, поскольку у Афганистана есть право на использование воды трансграничной реки Амударья, а предложить построить канал в сотрудничестве с узбекской стороной. «Афганистан не пользовался этой водой почти 30 лет, сегодня потребность в воде очень высокая. Поэтому Ташкент пошел по пути диалога с Кабулом и старается перевести отношения с движением «Талибан» в конструктивное русло», – сказал «НГ» первый заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований при президенте Республики Узбекистан Акрам Нематов. По его словам, талибы открыты для ведения этих переговоров.
«Стороны договорились о созыве рабочей группы, которая предполагает как взаимные консультации, так и привлечение квалифицированных специалистов со стороны Узбекистана для решения вопросов водного хозяйства, строительства ирригационных сооружений, которые отвечали бы всем современным требованиям. Мы исходим из того, что афганская сторона имеет право на водозабор. Мы хотим им помочь в реализации проекта, который будет способствовать восстановлению водного и сельского хозяйства и в целом социально-экономическому восстановлению Афганистана. В этом как раз заинтересован Ташкент. Тем более что около 80% афганского населения живут за счет сельского хозяйства. Это цель, которую Узбекистан неоднократно декларировал, рассматривая восстановление экономики в качестве ключа к прочному миру в Афганистане», – подчеркнул Нематов, отметив, что поэтому Узбекистан не может препятствовать строительству водного объекта, несмотря на то что республика будет ежегодно недополучать 15% воды.
«О дефиците воды открыто говорил и президент Шавкат Мирзиёев в своей предвыборной программе. Проблем будет много. Поэтому он анонсировал национальную стратегию развития сельского хозяйства с учетом изменения климата и деградации почв, которая предполагает адаптацию к новым условиям дефицита воды. Это внедрение водосберегающих технологий, отказ или минимизация влагоемких сельхозкультур… Но отказываться от сотрудничества с Кабулом Ташкент не будет, тем более что талибы тоже готовы развивать отношения», – считает Нематов.
Афганскому руководству, как отметил эксперт, прежде всего необходимо решить проблему голода в стране. В условиях, когда сокращается гуманитарная помощь – первоначально ООН обещал выделить Афганистану в качестве помощи 4,6 млрд долл., затем эта цифра была снижена до 3,2 млрд долл., но из этой суммы на сегодняшний день выделено лишь 15% – около 360 млн долл. При этом, по данным ООН, около 80% населения Афганистана нуждаются в чрезвычайной помощи, а 6 млн человек находятся на грани голодной смерти. Поэтому Афганистану необходимо продолжать оказывать помощь.
По словам Нематова, сегодня «Талибан» – единственная военно-политическая сила, которая обеспечивает стабильность в Афганистане. Талибы ведут борьбу с «Исламским государством» (деятельность которого запрещена в РФ), что, к слову, признается международным сообществом. Но, к сожалению, социально-экономические проблемы, отсутствие средств сдерживают их антитеррористический потенциал. Талибам удалось сформировать армию порядка 200 тыс. человек, назначить новых губернаторов провинций, привести в соответствие таможенную службу. В прошлом году власти собрали 2,2 млрд долл. налогов, значит – государственные органы работают. Впервые за многие годы экспорт из Афганистана вырос в три раза и достиг 1,9 млрд долл. Но стране нужны специалисты и международное содействие, поскольку власти заинтересованы в поддержании военно-политической стабильности.
Однако слухи о том, что у границ с Узбекистаном скопились тысячи вооруженных радикалов, муссируются в первую очередь США. На днях спецпредставитель США по Афганистану Том Уэст и глава отдела Центральной и Южной Азии Госдепа США Дональд Лу обсудили со спецпредставителем президента Узбекистана по внешней политике Абдулазизом Камиловым вопросы региональной стабильности «через призму Афганистана», сообщил ресурс EADaily. Видимо, поэтому в Узбекистан прибыла афганская делегация с заверениями, что впредь они будут пресекать любые попытки дестабилизации ситуации на границе. Афганский министр Малави Гулам Наби Самим заявил, что власти не позволят боевикам различных повстанческих группировок использовать территорию Афганистана против соседней страны, сообщило афганское издание Khaama Press. При этом министр не уточнил, кто подразумевается под «повстанческими группировками». На территории Афганистана их более десятка. «До настоящего времени инцидентов, которые бы предоставляли угрозу соседнему государству, не было. Хотя были зафиксированы отдельные обстрелы границы Узбекистана в 2022 году и Ирана – в нынешнем году. Но эти конфликты были быстро улажены. Самое главное, что есть диалог, в который вовлечены все стороны», – сказал Акрам Нематов.
Москва–Ташкент