Самый большой риск для Казахстана – потеря суверенитета

центральная азия, казахстан, водный дефицит, пограничные сплоры, афганистан

Глава МИД Казахстана Мурат Нуртлеу назвал главные проблемы Центральной Азии. Фото со страницы МИД Казахстана в Twitter

Министр иностранных дел Республики Казахстан (РК) Мурат Нуртлеу назвал три проблемы для Центральной Азии, которые требуют пристального внимания – это вода и окружающая среда, пограничные споры, а также ситуация в Афганистане. Есть риски для Казахстана – потеря суверенитета. Такую точку зрения высказал директор Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при президенте РК Еркин Тукумов в ходе Центральноазиатского форума по безопасности и сотрудничеству «Азия в меняющемся мире: повестка для будущего», который проходит в Астане 13–14 июля.

«В условиях роста населения и нехватки водных ресурсов их справедливое и рациональное распределение стало вопросом первостепенной важности», – заявил глава казахстанского МИД Мурат Нуртлеу. Выходом из сложившейся критической ситуации он видит создание регионального водно-энергетического консорциума. «Мы активно занимается восстановлением Аральского моря через международные фонды спасения, которые мы создали с нашими центральноазиатскими партнерами в начале 90-х годов. Мы также активно добиваемся взаимоприемлемого согласия по трансграничным рекам», – цитирует Нуртлеу Tengrinews.kz

По мнению директора КИСИ Еркина Тукумова, вопрос дефицита воды становится все более актуальным – настолько, что в будущем может привести к конфликтам. Он рассказал об угрозах в современном мире, одна из которых может исходить от климатической повестки. По его словам, воды становится все меньше. Население Астаны приближается к 2 млн человек, а дефицит воды и электричества ощущается уже сегодня. «Это не абстрактные вопросы. Климатическая повестка каждый день с нами. На днях президент Касым-Жомарт Токаев сделал выволочку администрации Астаны за то, что рост города не поспевает за природными ресурсами», – подчеркнул Тукумов, отметив, что конфликты из-за воды между соседними странами могут затрагивать и Казахстан.

Эксперт напомнил, что на границе Афганистана с Ираном произошел конфликт из-за воды. «Где гарантии, что такой же конфликт не может случиться, например, по Амударье с Таджикистаном? Амударья хотя и не протекает через Казахстан, но это же Аральское море. Это напрямую касается Кызылординской области. То есть видите, какая большая взаимосвязанность в этом есть», – обратил внимание Еркин Тукумов.

Впрочем, конфликты из-за воды, земли случались в Центральной Азии и раньше. Сегодня нерешенными остаются пограничные вопросы только между Киргизией и Таджикистаном. Казахстан на днях подписал соглашение по границам со всеми соседями. Казахстан, как сказал Марат Нуртлеу, готов поделиться с ними своим опытом. По словам официального представителя казахстанского МИД Айбека Смадиярова, «завершению процесса демаркации и делимитации границы предшествовало 100 раундов переговоров в рамках совместной казахстанско-узбекской демаркационной комиссии». И… ни одного выстрела, тогда как на киргизско-таджикской границе периодически вспыхивают конфликты, перерастающие в масштабные боестолкновения.

Министр отметил, что обеспечение безопасности в Центральной Азии означает и установление мира и стабильности в Афганистане: «С нашей точки зрения, Афганистан нуждается в международной поддержке при центральной координирующей роли ООН. Мы уверены, что единое и, самое главное, инклюзивное афганское правительство приведет к примирению и стабильности. Достижение мира в Афганистане является важнейшей предпосылкой не только для будущего развития всей Центральной Азии, но и для стабильности как в Азии, так и в Европе. С этой целью мы предлагаем создать в Алматы региональный центр ООН по целям устойчивого развития в Центральной Азии и Афганистане».

Что же касается рисков и вызовов для Казахстана, то, по мнению директора КИСИ Еркина Тукумова, страну может ожидать «потеря суверенитета», но не сегодня. «Президент начал серьезные политические реформы, но сейчас нам нужны и серьезные экономические реформы, к которым мы только начинаем приступать. А с кем их нам осуществлять? Прежде всего, я считаю, это Азия. Это Китай, это Индия. Россия – тоже Азия, можно сказать. Это Центральная Азия, наш регион. Поэтому я считаю, что в нашей внешней политике мы должны придерживаться четких прежних позиций. Это многовекторная политика, которая дает возможность оставаться вне разных конфликтов и при этом развивать наш Казахстан», – полагает Тукумов.

По мнению директора Агентства этнонациональных стратегий Александра Кобринского, многовекторность, которой придерживается Казахстан, – это путь к государственному перевороту. «Опора на многовекторность приведет власть и общество к катастрофе. В сегодняшнем мире нужно сделать выбор. Ошибка идет из неправильного тезиса – Казахстану нужны не реформы, а политическое и экономическое развитие, которое предполагает суверенитет. Реформы всегда требуют какого-то образца», – сказал «НГ» Кобринский. Эксперт считает, что сегодня нельзя быть одновременно сторонником и многополярного, и однополярного мира. Нельзя быть сторонником идей глобализации и сторонником суверенизации государства. Поэтому Казахстану, по его мнению, предстоит сделать выбор.

Впрочем, страны Азии рассматривают Казахстан как транзитную и стабильно развивающуюся страну. «Если до сих пор экономический рост был в западных странах, то сейчас экономическое развитие находится в Азии, где расположены ведущие страны мира. Вопрос здесь в том, насколько азиатские страны могут использовать эту возможность. В данном случае можно рационально использовать такие факторы, как расположение Казахстана в центре региона, стабильный рост валового внутреннего продукта. Кроме того, Казахстан всегда готов к открытому и свободному диалогу», – подчеркнул президент Института глобальных исследований в Нью-Дели Ашок Саджанхар. По его словам, сегодня идет тенденция к возвращению понятия «Древняя Азия».

По мнению доктора исторических и экономических наук профессора Ли Синя из Китая, Центральная Азия быстро поднимается на мировой арене в условиях непростой международной ситуации и очень острой конкуренции между глобальными игроками. В качестве примера он сравнил Центральную Азию с девушкой: «Центральная Азия – это прекрасная, симпатичная девушка, а вокруг нее – несколько хороших парней. Девушка думает, за кого ей выйти замуж. Очень важное место Центральная Азия сейчас занимает. И поэтому в каждом блоке – между Западом, Россией, Китаем и Европой – ей надо быть острожной. Если речь идет о выборе, к какому блоку присоединиться», – сказал Ли Синь.

Между тем на форуме также прозвучало предложение принять Таджикистан и Монголию в Организацию тюркских государств (ОТГ), в которую входят Турция, Казахстан, Азербайджан, Узбекистан, Киргизия. С такой инициативой выступил директор Института внешней политики (Турция) Хусейн Багджи. Он считает, что на площадке ОТГ Душанбе и Улан-Батор смогут решать проблемы климата, населения и многие другие. «ОТГ, созданное по инициативе Турции, – это не только культурное или экономическое сотрудничество, поэтому Монголии и Таджикистану нужно стать частью организации. Наши страны сближают историческая схожесть и общность. В Центральной Азии в любом случае будут проблемы с климатом, населением и другие вызовы. Нам нужно продумать механизмы решения этих проблем», – сказал Багджи. 

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *