Конституция, на которой присягал Владимир Зеленский, видимо, будет меняться. Фото Reuters
Представители команды президента Украины Владимира Зеленского исключили возможность проведения очередных выборов в условиях военного конфликта. В то же время спикер Верховной рады Украины Руслан Стефанчук заявил о необходимости изменения Конституции, чтобы регламентировать проведение «послеочередных выборов» – после завершения боевых действий. Хотя, по мнению экспертов, в случае провала контрнаступления Украины США заставят ее провести новые выборы, чтобы легитимизировать приход новых руководителей.
Вслед за президентом Украины Владимиром Зеленским, заявившим ранее о невозможности проведения очередных выборов (парламентские планировались осенью этого года, а президентские – весной следующего), их вероятность отверг и секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Алексей Данилов. Как он подчеркнул в ходе телемарафона в четверг, в условиях продолжающихся военных действий нельзя организовать избирательную кампанию, в которой также не смогли бы участвовать военные, находящиеся сейчас на фронте, в окопах. «Если люди, которые защищают нашу страну, не принимают участия в выборах, то я хочу посмотреть, что это будут за выборы. Имейте в виду, что мы – страна, в которой общество всегда в ответственное для страны время говорит свое слово», – аргументировал глава СНБО.
Хотя еще в конце июля, как напомнили киевские СМИ, спикер Верховной рады Украины (ВР) Руслан Стефанчук заявил, что Конституция страны не запрещает проведение выборов во время действия военного положения и по этому вопросу можно дискутировать. Однако в обнародованном в четверг интервью он уже отметил, что проводить избирательную кампанию сейчас, когда продолжается вооруженный конфликт и введено военное положение, крайне опасно.
Пока же, когда зарубежные коллеги спрашивают, думают ли в Киеве о следующих выборах, им приходится отвечать, что выборы должны состояться после украинской победы, рассказал Стефанчук. И добавил, что для этого также потребуются законодательные изменения.
В частности, по его словам, руководству ВР понадобится прояснить, какие именно это будут выборы. Поскольку Конституцией предусматриваются только два их вида: очередные и внеочередные выборы. «Послеочередных не существует. И еще есть целый ряд других законодательных несогласований. Надо понять, как нам выходить из этой юридической путаницы», – озадачился спикер ВР. Наряду с вопросами о безопасности избирательного процесса, указал он, придется подумать и о том, как обеспечить участие в выборах военнослужащих, а также людей, выехавших за границу и получивших там временное убежище и т.п.
Примечательно, что в тот же день глава гражданской сети «Опора» Ольга Айвазовская тоже озадачилась необходимостью подготовки будущих выборов. Как она констатировала, для успешного проведения последних потребуется решить целый ряд проблем. В частности, следует прояснить возможность участия в голосовании жителей регионов, неподконтрольных Киеву с 2014 года. И в том числе определить процедуру выхода из двойного гражданства, чтобы желающие могли получить право стать избирателем. На тех же, кто захочет оставить у себя российский паспорт, должны распространяться нормы законодательства об иностранных гражданах без права голоса, пояснила Айвазовская. Кроме того, продолжила она, нужно продумать, как организовать полноценную инклюзивную кампанию, если за границей по окончании военного конфликта будет оставаться до 20% граждан страны, тогда как украинским и европейским законодательством не допускается проведение агитационных мероприятий за рубежом. Попутно важно определиться и с соответствующей формой голосования, поскольку многократно увеличить число избирательных участков за границей не получится, а электронное голосование считается опасным для украинских граждан, и лишь 8% из них полностью доверяют голосованию по почте. И в целом важно озаботиться репрезентативностью будущего парламента, ведь сейчас количество мандатов в округе привязано к явке избирателей, в то время как «недопредставительство или перепредставительство серьезно подорвет легитимность ВР», перечислила глава «Опоры».
Спикер рады Руслан Стефанчук считает,
что выборы должны проходить
после завершения конфликта.
Фото с сайта www.rada.gov.ua
Причем из приведенных выше рассуждений о предстоящих законодательных и тем более конституционных изменениях неизбежно следовал и вывод о том, что на все это понадобится немало времени. А это, в свою очередь, могло послужить дополнительным аргументом для последующего продолжительного пребывания «у руля» нынешней команды.
Хотя в действительности, пояснил «НГ» депутат Верховной рады Украины (ВР) V–VII созывов Спиридон Килинкаров, вопрос о том, например, состоятся ли очередные выборы в октябре этого года, будет определяться не решениями Стефанчука и Данилова или президента Зеленского, и даже не Конституцией Украины. Очевидно, это будет зависеть от результатов контрнаступления Вооруженных сил Украины (ВСУ). И если они окажутся катастрофически провальными, возникнет необходимость в поисках нового формата разрешения украинского конфликта невоенным путем, условно говоря, в неких переговорах с участием России и США. «Но для этого также нужно будет как-то переформатировать киевский истеблишмент, поскольку ни Владимир Зеленский, ни другие члены его команды не впишутся в новый переговорный процесс, который, возможно, состоится уже глубокой осенью этого года, с учетом ситуации на поле боя. В таком случае избирательную кампанию организуют при любом раскладе, независимо от того, сможет ли кто-то проголосовать. Провели же ранее выборы без участия Донбасса и Крыма», – напомнил Килинкаров.
А что до конкретных форм голосования, то, видимо, допустил он, может быть использовано электронное голосование. Впрочем, все это формальности. Главное в сложившихся обстоятельствах – показать, что Украина провела демократические выборы. А легитимизировать их своим решением о признании состоявшейся кампании смогут только Соединенные Штаты, с чьей санкции были легитимизированы и люди, пришедшие к власти в Киеве в 2013 году. И теперь в американском посольстве также решат, кто из украинских политиков наиболее подойдет под формат будущих договоренностей, того и назначат. А потому предпринимавшиеся в последнее время украинскими руководителями усилия по уничтожению оппозиции и альтернативных СМИ и обеспечению собственных рейтингов в 80% не будет иметь значения. «Не случайно в Киеве уже озадачились тем, чтобы очистить поле от всех потенциальных противников, стремясь арестовать их и осудить и не позволить участвовать в избирательной кампании. Там, вероятно, еще рассчитывают и при провале контрнаступа убедить западных партнеров сохранить нынешнюю украинскую власть», – резюмировал экс-депутат ВР.
Между тем в четверг украинские СМИ сообщили о проведении сотрудниками Государственного бюро расследований (ГБР) и Службой безопасности Украины (СБУ) обысков у депутата ВР Александра Дубинского, который выехал за границу под предлогом сопровождения отца на лечение, но вернулся в страну значительно позже предусмотренного срока (25 июля). Ему предъявили обвинение в возможной подделке, а также неправомерном использовании документов, за что может грозить наказание сроком до трех лет. Хотя само по себе описанное нарушение вряд ли выходит за рамки административного. Видимо, реальная причина обысков заключалась в том, что ранее исключенный из мажоритарной фракции «Слуга народа» Дубинский заявил накануне, что контрнаступление затянулось и, чтобы добиться перелома, власть должна будет объявить всеобщую мобилизацию в стране.
Кстати, одновременно СБУ объявила о задержании в Одессе частного юриста, консультировавшего нескольких депутатов из партии известного оппозиционного блогера Анатолия Шария. Его обвинили в сотрудничестве с ГУР Генштаба ВС РФ и предоставлении сведений для последующих обстрелов объектов в Одессе. За что юристу-консультанту может грозить пожизненное лишение свободы.