Жители должны быть уверены, что заплаченные ими деньги пошли по назначению, подчеркивает Антон Велиховский.
Одной из главных задач, которую губернатор Московской области Андрей Воробьёв поставил перед своей командой в 2013 году, когда возглавил регион, было наведение порядка с расчетами в сфере ЖКХ. С тех пор прогресс достигнут немалый: в Подмосковье появилась единая платежка за коммунальные услуги, начисления стали полностью прозрачными и обоснованными, жители могут пользоваться удобными электронными сервисами для контроля выставленных сумм и их оплаты.
Единый платежный документ (ЕПД) внедряется в Московской области с 2017 года. Он содержит информацию по начислениям, задолженностям и переплатам по всем видам потребленных ресурсов – воде, электроэнергии, газу, отоплению, а также услугам – взносу на капитальный ремонт, содержанию и ремонту жилого помещения, пользованию антенной и запирающим устройством, вывозу мусора и т.д. «По сути, это одна квитанция, где воедино собраны услуги разных поставщиков. Единый платежный документ пришел на смену десятку разрозненных платежек, которые еще недавно каждый месяц получали жители Подмосковья», – напомнил министр ЖКХ Московской области Антон Велиховский.
Формирование ЕПД происходит в МособлЕИРЦ – Едином информационно-расчетном центре в сфере жилищно-коммунальных услуг в Московской области. Система аккумулирует данные по каждому лицевому счету: объем потребленных ресурсов, количество собственников и зарегистрированных в жилом помещении, характеристики жилого помещения. Сюда стекается информация по нормативам и тарифам, данные органов соцзащиты, показания индивидуальных приборов учета, данные по объемам потребленных ресурсов и услуг от управляющих компаний и поставщиков.
Сейчас из 3,9 млн лицевых счетов в Московской области ЕПД выпускается по 3,8 млн счетов. «Изначально сложности были связаны с отсутствием информации о ЕПД и его преимуществах у жителей Московской области. Но мы решили эту проблему и на постоянной основе проводим информационные-разъяснительные кампании. Что позволило существенно повысить доверие жителей к ЕПД», – отметил Антон Велиховский.
По его словам, сейчас существует другая проблема – отсутствие мотивации со стороны управляющих компаний (УК) в переходе на ЕПД. Речь идет в первую очередь о недобросовестных организациях, которые собирают деньги жителей в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг и по собственному усмотрению в произвольных объемах переводят их на счета ресурсоснабжающих организаций. «В итоге поставщики ресурсов недополучают огромные средства, а в отношении УК возбуждаются административные и уголовные дела. Заложниками ситуации становятся жители», – рассказал Антон Велиховский. За этот год обеспечен выпуск ЕПД по 194,3 тыс. лицевых счетов управляющих организаций.
«Если житель заплатил за услуги, он должен быть на 100% уверен, что его деньги дошли по назначению, что ему не отключат свет и воду и он не станет заложником работы недобросовестных компаний, – подчеркнул Антон Велиховский. – Поставщик должен быть уверен, что получит вовремя плату за свои услуги и сможет вложить деньги в ремонт, в закупку оборудования, в модернизацию и развитие. Вот почему был создан Единый информационно-расчетный центр. Вместо пяти-семи коммунальных счетов появился единый платежный документ – один счет за услуги разных поставщиков. Ушли в прошлое неприятные ситуации с отключениями – деньги стали поступать прямо на счета ресурсников в срок и в полном объеме. Исчез риск того, что с уходом одной управляющей компании пропадала база данных, а с ней – и история платежей».
При этом Министерство ЖКХ модернизирует ЕПД на основании пожеланий жителей. «Отрывной бланк для передачи показаний индивидуальных приборов учета перенесен на оборотную сторону – это позволило увеличить полезную площадь бланка, что, в свою очередь, позволило увеличить размер используемого шрифта и улучшить читаемость ЕПД», – сообщил Антон Велиховский. Помимо этого для улучшения читаемости ЕПД сделаны динамическими разделы о льготах, задолженности и переплате, оплатах, перерасчетах, применении повышающего коэффициента – они включаются в ЕПД исключительно при их участии в расчетах по конкретному лицевому счету. Министерством ЖКХ совместно с МособлЕИРЦ разработан и проект упрощенного платежного документа, однако для его внедрения необходимо внести корректировки в приказ Минстроя России, рассказал Антон Велиховский.
Оплачивать ЕПД можно как традиционным способом – в современных офисах МособлЕИРЦ, открытых по всему Подмосковью, так и дистанционно, через компьютер или смартфон, одновременно контролируя начисления. Это происходит через онлайн-сервис «Умная платежка» – еще одну совместную разработку Министерства ЖКХ Московской области и МособлЕИРЦ. Сервис доступен на сайте МособлЕИРЦ, приложение также можно скачать и установить.
В разделе «Платежи» можно увидеть детализацию расчетов по каждой услуге: объем потребления, тарифы, задолженности, пени, льготы, произведенные перечисления, формулы расчетов. Здесь можно оплачивать коммуналку без комиссии картой любого банка, передавать показания приборов учета, управлять несколькими лицевыми счетами. Также можно вызвать сантехника, получить справку из ЖЭКа, направить обращение или запрос.
Кроме того, на сайте или в мобильном приложении можно полностью отказаться от бумажных квитанций и получать ЕПД только в электронном виде – это позволит оплачивать услуги более оперативно и при этом помогать экологии. После успешного оформления подписки электронный платежный документ будет направлен по адресу электронной почты, указанной при регистрации.
Любой вопрос по работе ЖКХ можно решить
в офисах МосОблЕИРЦ. Фото пресс-службы
Министерства ЖКХ Московской области
При своевременной оплате счета дистанционным способом – на сайте МособлЕИРЦ или в мобильном приложении – жители могут принять участие в программе лояльности «Коммунальный бонус». В ней собраны около 100 предложений от интернет-магазинов товаров для дома, семьи, спорта и отдыха, образовательных онлайн-сервисов и кинотеатров, кафе и поставщиков готовой еды. Клиенты МособлЕИРЦ уже получили более 560 тыс. бонусов за своевременную онлайн-оплату коммунальных услуг. «Такие внушительные цифры говорят сами за себя, – отметил Антон Велиховский. – Мы планируем совместно с МособлЕИРЦ и дальше развивать эту программу и расширять категории бонусов».
Быстро и удобно передать показания, не выходя из дома, можно несколькими способами, сообщил Антон Велиховский. Первый способ – разговор с роботом: «Позвоните по номеру 8–499–444–01–00 и на вопрос автоматической системы «Скажите, что вас интересует?» отметьте «Показания». Затем по одной цифре продиктуйте номер лицевого счета и передайте показания, следуя голосовым инструкциям. Автоматический способ сократит время ожидания и позволит быстро передать информацию, которая будет мгновенно обработана с помощью технологии интеллектуального распознавания речи и внесена в базу данных МособлЕИРЦ».
Кроме того, передать показания можно онлайн через личный кабинет или мобильное приложение – эти каналы доступны ежедневно с 06.00 до 23.00. Чат-бот Федот принимает показания счетчиков воды, электроэнергии и тепла на сайте МособлЕИРЦ – нужно нажать на оранжевый значок чата в правом нижнем углу главной страницы сайта МособлЕИРЦ и ввести запрос в диалоговом окне – «Передать показания». Дальнейший порядок действий подскажет Федот. Еще один способ – разговор с оператором, но необходимо иметь в виду, что наиболее загруженное время в работе контактного центра – с 10.00 до 18.00 с 15-го по 26-е число, в дни приема показаний приборов учета. В этот период время ожидания ответа может увеличиться.
Для жителей Московской области доступен еще целый ряд цифровых сервисов. Так, например, отсканировав QR-код, можно обратиться в Министерство ЖКХ – задать вопрос по начислениям за жилищно-коммунальные услуги и получить ответ в течение пяти рабочих дней. Представлен МособлЕИРЦ и на региональном портале государственных и муниципальных услуг. «В разделе «Открытие лицевого счета на оплату коммунальных услуг» можно узнать, как правильно оформить лицевой счет при смене собственника или покупке квартиры, – рассказал Антон Велиховский. – Единый расчетный центр представлен на портале госуслуг как надежная организация, где жителям Подмосковья помогут разобраться в коммунальных платежах, в праве на перерасчет, в том, как заменить или установить счетчик, избежав недобросовестных поставщиков».
Подытожим: на сегодняшний момент система расчетов за жилищно-коммунальные услуги в Подмосковье обеспечивает прозрачность и законность начислений, а также гарантирует поступление платежей на лицевой счет жителя и перечисление средств поставщикам услуг и ресурсов, обслуживающих дом. Онлайн-сервисы сделали передачу показаний и оплату удобной, а программа лояльности «Коммунальный бонус» дает возможность получать приятные подарки за своевременные расчеты.