Кишиневские СМИ сообщили, что к пограничным переходам у сел Леушены и Скуляны на молдавско-румынской границе выстроились многокилометровые очереди большегрузных автомобилей. Фото вереницы машин размещают в соцсетях жители Молдавии. Они рассказывают, что это движется в Румынию украинское зерно, которое согласился принимать Бухарест. В условиях блокирования РФ украинских портов Республика Молдова (РМ) становится для Киева гарантом сохранения экспортных прибылей. В среду в Молдавии вынесли на обсуждение проект новой Стратегии национальной безопасности, в которой Украина определена как стратегический партнер РМ.
Во вторник во время визита в Румынию президент Украины Владимир Зеленский сообщил об открытии нового зернового коридора – через Молдавию и Румынию. Он заменит заблокированный Россией путь из украинских портов по Черному морю в страны Евросоюза. Молдавские власти и ранее обеспечивали украинским грузам зеленый свет, несмотря на протесты отечественных фермеров, требующих запретить ввоз в республику пшеницы и кукурузы соседей, которые обесценивали национальный продукт. Но президент РМ Майя Санду взяла под защиту украинский экспорт, заявив, что соседям надо помогать. И молдавским производителям пришлось продавать пшеницу по более низкой, чем планировалось, цене. А Киев получил в лице главы Молдавии гаранта сбыта своей продукции за рубежом.
Эксперт по международной торговле РМ Юрий Рижа ранее заявил, что ежедневно через Молдавию проезжает около 1000 грузовиков, 80% которых загружены украинским зерном. По его словам, опять возникла проблема упорядочения транзитного потока на границе с Румынией, поскольку грузовики простаивают на КПП по нескольку дней. Но перевозки по молдавскому грузовому коридору планируется увеличить вдвое – до 4 млн тонн. Об этом летом на переговорах в румынском городе Галац говорили представители Украины, Молдавии, Румынии и США. После завершения которых министр транспорта Румынии Сорина Гриндяну назвал конкретные цифры будущих объемов зерна.
Между тем украинские экспортеры предпочитают доставлять свои товары через молдавский порт на Дунае Джурджулешть или через таможню «Джурджулешть–Галац», чтобы через Румынию попасть на европейские рынки. Грузовики с зерном из Украины въезжают в Молдавию через КПП «Рени–Джурджулешть». Оттуда зерно доставляется в Евросоюз через Румынию – по морю или по железной дороге. Ранее Бухарест запретил ввоз в свою страну украинского зерна, стараясь защитить интересы национальных производителей, но потом уступил уговорам не столько Киева, сколько Кишинева. А в минувший вторник Владимир Зеленский получил добро президента Румынии Клауса Йоханниса на открытие транзитного коридора через Молдавию и Румынию.
Взаимодействие в таком «треугольнике», состоящем из трех стран, считает Зеленский, стимулирует создание рабочих мест, развитие бизнеса и инфраструктуры. Президент Румынии Клаус Йоханнис отметил, что уже сегодня через румынские морские порты проходит 60% экспорта украинского зерна. Но в Украине намерены довести этот объем до 75%. Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль уточнил, что это возможно в том числе благодаря открытию новых зерновых коридоров.
Напомним, в апреле Румыния и некоторые другие страны Европейского союза запретили импорт зерна и других видов сельскохозяйственной продукции из Украины. В середине сентября Европейская комиссия сняла запрет на экспорт украинской сельскохозяйственной продукции. Некоторые страны ввели запрет индивидуально. На прошлой неделе правительство Молдавии приняло решение о лицензировании импорта пшеницы, кукурузы и подсолнечника. Сообщалось, что Румыния также готовится ввести такое правило в отношении импорта зерновых из РМ и Украины.
Владимир Зеленский обсудил на встрече с румынским коллегой меры защиты зернового коридора, портов, а также всего региона. «Мы работаем с рядом партнеров над усилением зенитных систем в Одесской области. Мы договорились о некоторых совместных шагах, которые позволят нам защитить порты. Еще одним стратегическим направлением является сотрудничество в треугольнике Украина – Республика Молдова – Румыния», – пояснил украинский президент.
Черноморская инициатива, подписанная в 2022 году представителями России, Турции, Украины и ООН, перестала действовать 18 июля. Ее условия предполагали вывоз украинского зерна, продовольствия и удобрений из трех черноморских портов, включая Одессу. Это была составная часть пакетной договоренности. Другая часть – меморандум Россия–ООН, рассчитанный на три года, – предусматривала разблокировку экспорта российского продовольствия и удобрений, переподключение Россельхозбанка, возобновление поставок сельхозтехники и запчастей, восстановление работы аммиакопровода Тольятти–Одесса и ряд других шагов. Но эти условия выполнены не были. Что стало основанием для выхода РФ из зерновой сделки.
Между тем молдавский порт Джурджулешть попал в черный список Службы безопасности Украины (СБУ) из-за предполагаемых поставок в страну российского дизельного топлива. Об этом сообщили молдавские СМИ со ссылкой на источник в Таможенной службе Украины.