Либерия отвергла президента-футболиста

либерия, выборы

В Либерии Джордж Веа признал поражение во втором туре президентских выборов. Действующий лидер после подсчета 99,5% голосов набрал 49,1%, а его оппонент 78-летний Джозеф Боакай, представляющий Партию единства, — 50,9%. Снижению популярности бывшего прославленного футболиста способствовали неудачи в управлении страной и коррупционные скандалы.

Веа заявил, что он поздравил Бокая лично и пожелал ему успехов на посту главы государства. Признание итогов выборов проигравшей стороной, да еще при таком небольшом отставании — явление для Африки редкое. Тем более, что к избирательной комиссии Либерии у ее граждан доверие, мягко говоря, невысокое.

Стоит отметить, что в 2017 году лучшего футболиста Африки ХХ века выбрали не только за успехи в спорте, столь почитаемые на Черном континенте. В 2005 году он уже предпринимал попытку стать главой страны, но проиграл во втором туре Эллен Джонсон-Серлиф, впоследствии исполнявшей президентские обязанности 12 лет. Интересно, что пребывая в старейшей в Либерии Партии единства, в 2017-м она поддержала именно Веа, а не Боакая, за что и была исключена из ее рядов. Причем Боакай при Джонсон-Серлиф оба срока занимал должность вице-президента. В итоге во втором туре Веа одержал убедительную победу.

За годы правления Джонсон-Серлиф в небольшом западноафриканском государстве накопилось немало проблем, которые шесть лет назад вверили решать легендарному футболисту. Либерия обладает природными ресурсами, но самых выгодных из них – углеводородов — слишком мало. Поэтому строить экономику на сырье, как это делает та же Нигерия, не получается. К слову, важным элементом дохода Либерии является использование ее флага судами многих стран.

Либерия стала жертвой двух гражданских войн конца ХХ — начала ХХI веков, предшествовавших им жестких правлений, в том числе Сэмюэла Доу, и госпереворотов.

Веа радикально поменять ситуацию в одной из беднейших стран мира не удалось. Коррупция, проблемы с продовольствием, снабжением электричеством и высоким уровнем безработицы никуда не делись, отмечает Reuters.

Вдобавок к этому сам президент в ряде случаев не способствовал прозрачности расследований в отношении его подчиненных, что навлекло на мысли о его вовлеченности в коррупционные схемы. Именитый спортсмен при этом после избрания свой образ жизни поменял не сильно, продолжая проводить много времени за рубежом, что тоже не понравилось его электорату.

«Коррупционные скандалы, некомпетентная команда, заграничные отлучки, – все это людей раздражало и настраивало против Веа. Показательными были попытки изменить надзорные органы и ликвидировать должности с фиксированным сроком полномочий. А это было последним, оставшимся от реформ Джонсон-Серлиф»,- сказал автор Telegram-канала о Черной Африке Zangaro Today Алексей Целунов.

В разговоре с «НГ» он отметил, что от Веа у избирателей изначально были высокие ожидания, что еще больше усилило разочарование его правлением. В 2017 году либерийцы даже были готовы отдать голос за бывшего футболиста по сути авансом, поскольку кандидат не представил внятной политической программы и даже не участвовал в предвыборных дебатах.

За последние годы Либерия пострадала как от лихорадки Эболы, так и от вывода миротворческой миссии ООН, чье присутствие было важным источником дохода для многих граждан.

«Большие проблемы, в том числе в госуправлении, начались не при Веа, а с 2015 года. Однако ему не удалось остановить накопившиеся негативные тенденции. Тем не менее, избиратель, голосуя за Боакая, в большей степени отдавал голос против Веа, нежели за него самого. Ведь Боакай за 12 лет в должности вице-президента не сделал ничего весомого. Но то, что Веа признал итоги выборов — это позитивный шаг, избавляющий страну от возможных волнений», — убежден Целунов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *