Швеция начала отменять введенные ранее запреты на экспорт в Турцию своей оборонной продукции. Это стало одним из аргументов в рамках дискуссии, которая состоялась в комитете по иностранным делам турецкого парламента по поводу заявки Стокгольма на присоединение к Североатлантическому альянсу. Депутаты поддержали стремление страны в НАТО. Сейчас Анкара ожидает в ответ позитивных сигналов в вопросе предоставления ей американских истребителей четвертого поколения F-16, хотя в публичном пространстве местные политики дают понять, что могут обойтись и без них.
О том, что Швеция начала выдавать разрешения на экспорт в Турцию своей оборонной продукции, сообщила со ссылкой на замглавы МИД Бурака Акчапара газета «Йени Шафак». «Швеция отменила введенное в отношении Турции эмбарго в сфере продукции оборонной промышленности. После начала процесса запросы турецких компаний получили положительные ответы», – процитировало издание слова, которые прозвучали во время парламентской дискуссии. Стокгольм несколько лет назад ввел запрет на поставку республике продукции своего оборонпрома. Но в 2022 году, когда стартовал процесс рассмотрения шведской заявки на присоединение к НАТО, был запущен процесс отмены эмбарго, и заявки турецких покупателей получили ход.
Заседание профильного комитета Великого национального собрания (парламента) прошло в Анкаре 26 декабря. После того как Акчапар проинформировал депутатов о том, как шведская сторона выполняет условия Турции по вступлению в альянс, депутаты устроили дискуссию. В конце концов протокол о ратификации шведской заявки был принят. Теперь инициатива вынесена на голосование Генассамблеи парламента в полном составе. Именно за ней остается последнее слово. Несмотря на то что рассмотрение, согласно регламенту, возможно по истечении 48 часов со дня одобрения документа комиссией, глава комитета по иностранным делам Фуат Октай дал понять, что участники Генассамблеи имеют полное право выбирать время по своему усмотрению.
Сами парламентарии не преминули продемонстрировать Стокгольму, что ему сделан большой аванс. В своей вступительной речи Акчапар отметил, что скандинавская страна пока не спешит выполнять выдвинутые к ней требования. «Работа постоянного трехстороннего механизма, который до сих пор собирался пять раз, не завершена», – заявил дипломат.
Как ни странно, но к этим обвинениям присоединилась основная оппозиционная сила – Республиканская народная партия (РНП), которую было принято рассматривать как одну из наиболее лояльных Западу политических платформ. Депутат от РНП Намик Тан, который является бывшим послом Турции в США, задал риторический вопрос, нужны ли вообще Анкаре американские истребители, в зависимость от которых президент Реджеп Тайип Эрдоган публично поставил перспективу одобрения шведского протокола.
Другой член Великого национального собрания от РНП, Огуз Каан Салыджи, заметил, что с ноября шведы не продемонстрировали «новых позитивных изменений». «Никаких новых событий относительно экстрадиции террористов не произошло», – подчеркнул он, добавив, что признанные в Турции запрещенными Рабочая партия Курдистана и организация ФЕТО до сих пор не получили соответствующего статуса на севере Европы.
Интересно, что в рамках парламентской дискуссии речь зашла о «ненужности» для Анкары истребителей не только четвертого, но и пятого поколения. Фуат Октай заявил, что F-35, на получение которых некогда претендовала турецкая сторона, непригодны для использования из-за неполадок, которые регулярно обнаруживаются на некоторых моделях.
Тем не менее администрация президента США Джозефа Байдена дает понять, что готова к подвижкам в вопросе истребителей. Так, официальные лица Госдепа в разговоре с госагентством «Анадолу» заявили, что «президент Байден уже давно открыто поддерживает модернизацию турецкого парка F-16, которая улучшит оперативный потенциал НАТО». Однако многое упирается в желание Конгресса.
В свою очередь, министр иностранных дел Швеции Тобиас Билльстрем приветствовал решение комитета по международным делам парламента Турции, добавив, что его страна с нетерпением ждет «возможности стать членом НАТО».
«Это в любом случае торг, – заявил «НГ» турецкий политолог Керим Хас, комментируя поэтапный процесс утверждения протокола в Великом национальном собрании. – Эрдоган хотел много чего получить со стороны Запада, со стороны США. В основном это разрешение на приобретение F-16». Однако собеседник подчеркнул, что «самолетный» вопрос по своему содержанию менее важен, чем вопрос, готов ли Байден пригласить Эрдогана в Белый дом. По его словам, самолеты должны быть предоставлены турецкой стороне в любом случае.
«То, что Эрдоган включил тему F-16 в торг, было большой ошибкой, – сказал Хас. – В любом случае американская сторона передала бы истребители, потому что Турция – страна НАТО, и нет никаких перспектив, что она покинет альянс. Сильное ослабление ВВС Турции не в интересах США». Отдельно эксперт отметил, что Анкара способна приобрести альтернативы американским истребителям в других странах, и это тоже является контраргументом против того, чтобы задерживать ей поставки.
Собеседник «НГ» заявил, что сам процесс вступления Стокгольма – символический. «НАТО обращается к Швеции как к полноправному члену альянса уже долгие годы», – напоминает эксперт. Вместе с тем Хас исключил, что параметры торга между Турцией и США могут быть расширены за счет новых вопросов.