Долгие споры о четырехлетнем пакете помощи Украине на сумму в 50 млрд евро завершились. На саммите в Брюсселе лидеры стран ЕС решили, что помощь будет выделена. «За» проголосовала и Венгрия. Ее лидер Виктор Орбан впервые снял свое вето, не добившись существенных уступок от ЕС. Это можно объяснить и непреклонной позицией ведущих стран Евросоюза, и тем, что у венгерского руководства появилась новый повод для торга – согласие на прием Швеции в НАТО.
О том, что положительное решение по пакету есть, не дожидаясь конца саммита, объявил председатель Евросовета Шарль Мишель. «Договоренность достигнута», – написал он в соцсети X, сопроводив свои слова тэгом «единство». Для того чтобы продемонстрировать это единство, не потребовалось длительных уговоров Орбана. Венгерский премьер всего лишь провел несколько бесед во время официального завтрака, открывающего саммит. Его собеседниками, помимо Мишеля, были председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, премьер-министр Италии Джорджия Мелони, президент Франции Эмманюэль Макрон и канцлер Германии Олаф Шольц. После этого Венгрия сняла свои возражения, которые она ранее высказывала, и проголосовала за пакет.
Размер и срок траншей теперь будет определяться Евросоветом, Еврокомиссией и особенно Европарламентом. Последний соберется на свою сессию 26–29 февраля. Украинские чиновники, видимо, обладая информацией из источников в руководстве ЕС, уже говорит как о свершившемся факте, что в марте стране поступит порядка 4,5 млрд евро. Возможно, в Киеве демонстрируют излишний оптимизм. Однако, что уж точно факт – так это то, что условия, на которых настаивал Орбан, не приняты. Он, напомним, предлагал разбить пакет на несколько, и за каждый из них голосовать ежегодно, заслушивая отчет о том, как осваиваются деньги. Это давало бы Орбану возможность каждый год торговаться с Брюсселем. Вместо этого будет лишь ежегодный отчет Еврокомиссии. Кроме того, лидеры ЕС допустили возможность пересмотра семилетнего бюджета ЕС через два года, но только в случае крайней необходимости. Орбан, видимо, пытался включить в проект резолюции саммита положения, касающиеся Еврокомиссии и ее оценки соответствия реалий Венгрии принципу верховенства права. Претензии Брюсселя к венгерской судебной системе, отношениям правительства с прессой и бизнесом стали причиной заморозки финансирования этой страны по линии ЕС. Но и эту уступку Орбану не сделали. В проект попало лишь символическое заверение, что оценка Еврокомиссии будет справедливой.
Причину, по которой Орбан решил отступить, он сам обрисовал весьма витиевато. В своем видеообращении венгерский премьер говорил о «механизме контроля», который гарантирует «разумное использование средств», выделяемых Украине, и то, что деньги венгерских налогоплательщиков не попадут этой стране. Не очень понятно, каким может быть этот механизм, если пакет помощи формируется за счет бюджета ЕС, а не взносов отдельных членов ЕС. Остается только предполагать, что Орбан предпочел больше не испытывать терпение других стран ЕС после того, как угроза перехода от уговоров к мерам воздействия на Венгрию стала слишком реальной. Через СМИ был озвучен план, который был бы реализован в случае, если венгерское вето на февральском саммите повторится. Он предусматривал удар по фондовому рынку Венгрии. На соответствующую публикацию The Financial Times венгерский рынок отреагировал падением курса форинта. Кроме того, так же, через СМИ, чтобы об этом узнало все венгерское общество, ЕС уведомил о возможности задействования механизма обхода венгерского вето (см. «НГ» от 21.01.24). В погоне за уступками по вопросам, касающимся сохранения его системы управляемой демократии, Орбан рисковал лишиться преференций, которые предоставляло его стране членство в ЕС. А большинство венгров – отнюдь не евроскептики. Противники выхода из ЕС составляют большинство даже среди электората правящей партии Фидес, которую возглавляет Орбан.
Точку зрения сторонников перехода к карательным мерам в отношении венгерского премьера отразил глава правительства Польши Дональд Туск. «Нет никакой проблемы усталости от Украины, есть проблема усталости от Орбана… Ему пора решить, остается ли Венгрия частью нашей европейской общности или нет. Именно так: или-или. Моя интуиция подсказывает мне, что мы найдем сильные аргументы, чтобы убедить Орбана сделать правильный выбор», – сказал он.
Не исключено, впрочем, что и «сильные аргументы» на венгерского премьера не подействовали и он всего лишь нашел более перспективную тему для торга с Западом. После того как Турция ратифицировала протокол о вступлении Швеции в НАТО, Венгрия остается единственной страной, которая этого не сделала. Причину проволочки ни Орбан, ни его правительство не объясняют. Более того, на брифинге 31 января глава офиса премьер-министра Гергей Гуйяш в ответ на прямой вопрос венгерского журналиста, когда состоится ратификация протокола, ответил, что для этого Швеция должна предпринять меры по укреплению взаимного доверия. В ответ на уточняющий вопрос, что это за меры, Гуйяш произнес буквально следующее: «Поскольку я считаю, что само отсутствие доверия было вызвано не нами, а шведами, поэтому, возможно, нам следует предоставить им самим решать, как, по их мнению, можно укрепить наши союзнические отношения». Тем не менее внеочередное заседание парламента все же назначено на 5 февраля. Правда, будет ли там ратифицирован протокол или этот вопрос отложат в свете заявления Гуйяша, не ясно.
***
За решениями, принятыми функционерами ЕС, следили и авторы российских Telegram-каналов.
«Праздник непослушания закончился – Венгрия, столкнувшись с прямой угрозой серьезных экономических санкций со стороны ЕС в итоге подписалась под коллективным решением о выделении 50 миллиардов Киеву, — пишет «Мейстер». — В обмен на свое согласие Орбан вытребовал оговорку о необходимости периодического пересмотра этого решения, и на это остальные согласились, тем более что сейчас никто не предскажет, что будет с Украиной через год. Впрочем, как и с ЕС. Но очевидно, что Орбан оставляет себе возможность торговаться и дальше – и учитывая тенденции, у него могут появиться последователи».
«Воспитательные беседы в форме шантажа и некоторых плюшек сработали, и их премьер-министр Орбан одобрил пакет помощи Украине, — также констатируют авторы канала «Мюсли вслух». — На 50 млрд евро, которые ЕС всё-таки согласовал для передачи хохлам в течение четырёх лет, киевский режим попытается стабилизировать свою финансовую систему, постарается не только обучить и вооружить пополнение для поредевших бригад ВСУ на фронте, но и по возможности наладить производство собственных боеприпасов и оружия». «Сухой остаток: получили соломинку, которая позволит не утонуть практически в моменте. Все остальное по-прежнему висит в зависимости от массы факторов, не последним из которых будет положение на фронте, да и внутри самого хутора тоже», — полагает «Адекват».