В Бишкеке 14 февраля состоялся очередной, пятый дипломатический раут специальных представителей Европейского союза и Центральной Азии (ЦА) по Афганистану. В ходе заседания обсуждались дальнейшая стабилизация ситуации в Исламской Республике и оказание помощи ее народу. Разработанные меры содействия Афганистану в ходе четвертой ашхабадской встречи, по мнению экспертов, выполнены не были. Не исключено, что нынешнее мероприятие будет таким же безрезультативным, как и многие европейские инициативы в регионе. Представители ЕС Тери Хакала и Томас Никлассон намерены также обсудить с киргизским руководством и гражданским обществом выполнение санкционного режима в отношении РФ и принимаемые в Киргизии законы о НПО и СМИ, которые в среду парламент отправил на доработку.
Бишкекская встреча предваряет предстоящее заседание по Афганистану в Дохе, которое пройдет 18–19 февраля под эгидой ООН. На нем также будут обсуждаться перспективы социально-экономического развития Афганистана и восстановление его промышленного потенциала.
Напомним, что по итогам ашхабадской встречи было принято совместное заявление из десяти пунктов (опубликовано на сайте МИД Туркменистана), где говорится о намерении превратить Афганистан в мирную и процветающую страну «с долгосрочными перспективами прочного мира». Участники встречи ЕС–ЦА напомнили о необходимости создания инклюзивного правительства в Афганистане и о защите гражданских, политических, социально-экономических и культурных прав всех афганцев. Призвали правительство талибов (движение «Талибан» признано террористическим и запрещено в РФ) отменить все запреты в отношении афганских девочек и женщин, ограничивающие их права на образование, работу и участие в общественной жизни. А также обсудили перспективы и вызовы экономической стабилизации и восстановления Афганистана.
Между тем на просьбу руководства Исламского Эмирата Афганистана (ИЭА – самоназвание страны, учрежденное талибами) разморозить финансовые резервы ни США, ни ЕС не отвечают. Хотя международные организации отмечают прогресс талибов в управлении государством. Так, в отчете Всемирного банка об экономической ситуации в Афганистане говорится, что «уровень инфляции снизился, внутреннее производство продуктов питания выросло, а стоимость афганской валюты по отношению к доллару укрепилась, что привело к снижению цен как на продукты питания, так и на непродовольственные товары».
«Попытка ЕС вовлечь страны Центральной Азии в свой формат взаимодействия с Афганистаном – это часть того противостояния, которое усиливается между Западом, с одной стороны, странами не Запада, включая все региональные страны, с другой стороны», – сказал «НГ» доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД РФ Александр Князев.
Эксперт отметил, что существует переговорный формат Афганистан – страны региона на уровне спецпредставителей, который достаточно активно работает, и в Иране, например, его уже прямо называют «региональной контактной группой», имея в виду не эпизодичность работы, а ее регулярный, постоянный характер. Основная цель создания контактной группы – взаимодействие с талибами и оказание им помощи по водворению безопасности и стабильности, а также улучшению состояния экономики и созданию фундамента для конструктивного развития региональных инициатив. Относительная успешность этого формата вызывает стремление Запада, включая ЕС, к созданию альтернативы. Интересно, что инициатива ЕС случилась на фоне недавно опубликованного доклада под названием «Соседи талибов: региональная дипломатия с Афганистаном», в котором отмечается, что «региональным столицам следует продолжить разработку четкого формата всеобъемлющего сотрудничества в сфере безопасности и экономической интеграции. Западные страны должны поддержать эти усилия или как минимум воздержаться от их блокировки».
«Все это означает рост опасений в западных столицах, что Афганистан окажется в большей мере в сфере влияния Ирана, Китая, России, а не Вашингтона и Брюсселя, и новый формат призван эти опасения снять, нейтрализовать. Не очень понятно, как европейские деятели хотят совместить активизацию экономического сотрудничества с движением талибов и собственные требования относительно прав женщин, в европейских интерпретациях иногда доходящие почти до фанатизма. Ну, и важен тривиальный, в общем-то, вопрос: кто платит? На фоне жесткой позиции ЕС в их требованиях к правительству талибов европейское финансирование каких-то совместных проектов ЕС и стран Центральной Азии для Афганистана выглядит маловероятным. Нынешнее мероприятие в итоге окажется скорее всего очередным безрезультативным дипломатическим раутом, как и многие инициативы ЕС в регионе», – отметил Князев.
Директор центра экспертных инициатив «Ой Ордо» Игорь Шестаков назвал главной целью визита европейцев в Бишкек переговоры с киргизским руководством и гражданским обществом. «Встреча спецпредставителей по Афганистану вторична. У Брюсселя, равно как и Вашингтона, интерес к Центральной Азии стратегический. Первое – это соблюдение Бишкеком и Ташкентом санкционного режима в отношении России и второе – это сырье из Центральной Азии, в поставках которого заинтересована Европа после потери российского рынка. Это два ключевых момента в повестке европейцев. Им нужно понять, как работать в Киргизии в новых условиях, когда будут приняты проекты законов об НПО и СМИ, отправленные парламентом 14 февраля на доработку», – сказал «НГ» Игорь Шестаков.
Напомним, что рассмотрение этих законопроектов вызвало бурную реакцию не только внутри страны, но и далеко за ее пределами. После того как президент Садыр Жапаров раскритиковал некоторые западные проекты, «прикрывающиеся свободой слова», но на деле направленные на «очернение государственной политики и распространение фейков», в полемику вступил госсекретарь США Энтони Блинкен. Он потребовал не принимать закон об «иноагентах», сославшись на то, что он «будет мешать работе американских бизнесменов в Кыргызстане». Жапаров в ответ попросил США не вмешиваться в дела его страны.
Представители гражданского общества Киргизии будут предлагать ЕС ввести персональные санкции в отношении тех депутатов, которые поддерживают принятие законопроектов, угрожающих демократии и свободе слова. Однако, как считает Шестаков, «европейцы вряд ли пожертвуют своими стратегическими целями».