Киргизия переходит на жесткий режим потребления электричества

киргизия, энергетический кризис, токтогульское водохранилище, атомная станция

Киргизия вновь столкнулась с энергетическим кризисом из-за снижения уровня воды на Токтогульском водохранилище. Власти в условиях действующего в республике режима чрезвычайной ситуации в энергетической сфере готовы ввести жесткие ограничения на потребление электричества для населения. На этом фоне строительство атомной электростанции (АЭС) рассматривается как наиболее приемлемый вариант решения проблемы. Для этого планируется возобновить добычу урана, запрещенную ранее. Это предложение вынесено на общественные обсуждения, 25 марта депутаты приступят к рассмотрению законопроекта.

Режим чрезвычайной ситуации в Киргизии был введен 1 августа 2023 года. Соответствующий указ подписал президент Садыр Жапаров (см. «НГ» от 27.07.23). За это время в республике начато строительство одной малой Койсууйской ГЭС, которая покроет только на 20% потребности населения Иссык-Кульского района. Завершение работ планируется к сентябрю 2024 года. Еще три малые ГЭС на юге страны будут возведены к 2025 году. В работе – проекты ветряной генерации. Ветропарки строятся на севере страны на Иссык-Куле и на юге – в Баткене.

Сдвинулся с мертвой точки проект Камбар-Атинской ГЭС-1. На днях государства одобрил соглашение о технической помощи для «Камбараты», сообщила пресс-служба президента. Ранее Садыр Жапаров в интервью госинформагентству «Кабар» заявил, что скоро Киргизия получит кредит на строительство ГЭС «Камбар-Ата-1». По его словам, окупится этот проект через 12–13 лет и будет приносить пользу государству, как и Токтогульская ГЭС. Он добавил, что «после запуска проекта выгоду от него будет получать не только Кыргызстан, но и соседние страны – в виде водных ресурсов».

Глава кабинета министров Акылбек Жапаров ранее сообщал, что Бишкек ожидает получить от Всемирного банка кредит на строительство Камбар-Атинской ГЭС-1 в размере 500 млн долл. Ожидается, что это будет беспроцентный кредит сроком на 50 лет с 10-летней отсрочкой. До этого Всемирный банк уже выделял средства в размере 5 млн долл. на актуализацию технико-экономического обоснования Камбар-Атинской ГЭС-1.

Но это все на будущее. В нынешнем году ситуация выглядит хуже, чем за все предыдущие годы, хотя правительство успело отрапортовать об успешном прохождении нынешнего сезона. Как сообщил на брифинге в Бишкеке замминистра энергетики Талайбек Байгазиев, объем воды в «Токтогулке» составляет 7,753 млрд куб. м, в прошлом году в это время было 8,035 млрд куб. м. Так называемый мертвый уровень, при котором работа ГЭС невозможна, – 6,5 млрд куб. м воды. «Такого крайне критического режима работы допускать нельзя. Поэтому вместо суточного потребления в 70 млн кВт-ч мы должны потреблять норму в 54 млн кВт-ч. В прошлом году этого полностью хватило для обеспечения наших потребителей», – отметил он, добавив, что будут предприняты регулировочные мероприятия. То есть веерные отключения электроэнергии для населения, которое еще ощущает последствия аварии на Бишкекской ТЭЦ, мощность которой так и не восстановлена полностью. Очередные отключения света и тепла позитива не принесут. Тем более что 5 марта началась реконструкция первого гидроагрегата на Токтогульской ГЭС. А значит, и выработка электроэнергии будет значительно меньше, при этом потребности населения сохранятся высокими, поскольку холодная погода еще сохраняется.

Исполнительный директор центра стратегических решений «Аппликата» Кубатбек Рахимов считает, что строительство ГЭС не является панацеей от энергетических проблем в Киргизии. По его мнению, строительство атомных станций малой мощности и развитие зеленой энергетики более выигрышны для республики, чем повсеместное строительство больших и малых ГЭС.

О строительстве АЭС малой мощности в Киргизии речь идет с 2020 года, когда с Росатомом был подписан меморандум. В ноябре 2023 года российская сторона предоставила на рассмотрение проект АЭС малой мощности на базе установки РИТМ-200Н мощностью 55 МВт, прототипом которой стал реактор, разработанный российскими специалистами для универсальных атомных ледоколов нового поколения. АЭС сможет покрыть до 10% потребностей страны и заместить треть угольных ТЭС. Но построен он будет не ранее 2028 года, когда Росатом запустит первый пилотный объект в Якутии для золоторудного месторождения.

Однако в Минэнерго считают, что мощность АЭС должна быть увеличена как минимум до 300 МВт. «Мы пришли к мнению, что мощность в 55 МВт ничего не решает, она должна быть увеличена. Если будем строить атомную станцию, то ее мощность должна быть не менее 300 МВт. Это верхний порог для атомных станций малой мощности. Мы могли бы такую построить после обсуждения с народом», – заявил в ходе круглого стола в Бишкеке замминистра энергетики Сабырбек Султанбеков.

Под план строительства АЭС киргизские власти заговорили о необходимости добычи урана, на которую в 2019 году был введен мораторий. Законопроект инициировала группа депутатов парламента. Документ стал ответом на митинги, которые проходили в Бишкеке и Балыкчи. Участники акций протеста требовали не допустить разработки месторождения «Таш-Булак» кызыл-омпольской группы урано-терианитовых россыпей в Иссык-Кульской области Кыргызской Республики (КР), ссылаясь на экологические риски и загрязнение озера Иссык-Куль – главный туристический центр страны. Соответствующий законопроект тогда поддержали 110 народных избранников, против проголосовал только один. Закон подписал возглавлявший в ту пору страну президент Сооронбай Жээнбеков.

Месторождение «Кызыл-Омпол» относится к интрузивному комплексу Северного Тянь-Шаня и содержит 95% титаномагнетита, 3% – фосфора, 2% – циркония, 0,22% – тория, 0,17% – урана. На территории Кызыл-Омпульского массива имеются семь крупных объектов – коренных месторождений урана, находящихся на глубине от 100 до 400 м. Геологи выявили залежи по воде, которая имела повышенную радиацию.

Первая попытка отменить мораторий была предпринята в сентябре 2021 года не без ведома Садыра Жапарова. Инициатором начать разработку урановых, ториевых месторождений и урановых хвостохранилищ выступило Министерство энергетики и промышленности. Отмечалось, что права на работы получат только компании, которые на 100% принадлежат государству. Однако тогда вопрос дальше общественного обсуждения не продвинулся.

В конце февраля 2024 года вновь заговорили о необходимости вернуться к вопросу снятия моратория. Для этого Садыр Жапаров лично встретился с жителями Балыкчы, Тонского района Иссык-Кульской области и Кочкорского района Нарынской области и рассказал о преимуществах добычи урана и выгоде для страны и местного населения. Он пообещал создать более тысячи рабочих мест, на которых будут работать местные жители. Садыр Жапаров сравнил «Кызыл-Омпол» с золоторудным месторождением «Кумтор», которое было национализировано у канадской компании и теперь работает во благо государства. «Это будет второй «Кумтор». Местные органы власти выйдут из дотации, в республиканский бюджет начнут поступать налоги. 100% доходов будут оставаться в Кыргызстане. Народ будет богатеть. Лет пять-шесть назад вы выходили на митинги, и я не могу вас за это критиковать. Тогда вы поступили правильно потому, что разработкой занималась частная компания. 100% прибыли могло остаться у этой частной компании. Мы аннулировали лицензии, теперь она государственная – у «Кыргызалтына». Как сейчас разрабатываем «Кумтор», так и «Кызыл-Омпол» сами будем разрабатывать», – заявил президент. Жапаров сообщил, что пройдут общественные обсуждения, затем 25 марта в парламент будет внесен законопроект. «К работе приступим после того, как все семь раз отмерим. Информация будет открыта», – заверил глава государства. Пришедшим с ним на встречу жителям он поручил раздать приборы для измерения радиационного фона. Можно не сомневаться, что подконтрольные власти парламентарии проголосуют правильно и мораторий, который был введен в связи с экологическими рисками, будет отменен. 

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *