Как заверил представитель Полтавского областного ТЦК и СП (территориального центра комплектования и соцподдержки – аналога прежних военкоматов) Роман Истомин, набор в украинскую армию продолжается, хотя, возможно, и не с тем уровнем количества и качества призывников, а также общественного настроя, как хотелось бы. При этом премьер-министр Украины Денис Шмыгаль заявил, что правительство разрабатывает новые подходы, призванные сделать обсуждаемые механизмы экономического бронирования более справедливыми. В частности, правом на бронь для работников предлагается наделить предприятия, выплачивающие большие суммы зарплат и налогов в бюджет. Однако вследствие реализации такой идеи мобилизация будет осуществляться по социальному признаку.
Пока в Верховной раде Украины (ВР) продолжают обсуждать свыше 4 тыс. поправок к обновленному варианту законопроекта о мобилизации, возвращенному кабмином в парламент в конце января, в Киеве высказываются все новые соображения относительно усовершенствования и активизации процесса призыва в армию. Так, офицер Вооруженных сил Украины (ВСУ) Игорь Лапин сказал во вторник журналистам, что многие наиболее мотивированные, добровольно отправившиеся на передовую с началом масштабного вооруженного конфликта с РФ в феврале 2022 года украинские военные уже «лежат в сырой земле». Этим, по его мнению, также обуславливается и неэффективность предложений по повышению выплат военнослужащим, которые зачастую сами готовы заплатить за возможность вернуться с позиций домой. Тем не менее потенциальным призывникам следует понять, что нынешний военный конфликт растянется на годы и каждый украинский мужчина окажется на фронте, подчеркнул Лапин.
В свою очередь, Роман Истомин подтвердил в обнародованном в тот же день комментарии для СМИ, что набор в украинскую армию активно продолжается, пусть и не с тем уровнем количества и качества призывников, а также общественного настроя. «Не могу сказать, что так называемый новый закон о мобилизации готовят потому, что мобилизация провалена. Очевидно, он нужен для улучшения качественных показателей и снятия напряжения в обществе», – уточнил Истомин. Также он заверил, что не относится со скепсисом к идее рекрутинга, но добавил, что соответствующие форматы контрактной службы более пригодны для мирного времени. В том числе потому, что ими предусматриваются возрастные ограничения: по контракту набирают людей в возрасте от 18 до 45 лет. Но для удовлетворения потребностей ВСУ этого недостаточно, пояснил Истомин и напомнил, что призыву по мобилизации подлежат граждане от 27 до 60 лет.
Таким образом, представители украинской армии практически подтвердили бесперспективность замыслов киевских властей по обеспечению «ласкового» рекрутинга, призванного скорректировать «дикую» мобилизацию с захватом призывников на улицах, которая стала порождать все большее раздражение в обществе. Притом что также называемый кроткий рекрутинг предназначался не для замены мобилизационных мероприятий, а скорее для улучшения их имиджа, необходимого в условиях заявленного наращивания призыва до 500 тыс. человек.
В подобных обстоятельствах премьер-министр Украины Денис Шмыгаль представил еще одну идею, призванную обеспечить также «справедливую» мобилизацию. Как он сообщил накануне, правительство разрабатывает новые подходы, которые сделают обсуждаемые механизмы экономического бронирования более справедливыми. При этом наряду со стратегически значимыми предприятиями, обеспечивающими в том числе функционирование критической инфраструктуры, для украинского государства в условиях продолжающихся боевых действий оказываются важны те предприятия, что выплачивают высокие зарплаты своим работникам и производят весомые налоговые отчисления в госбюджет. Так как тем самым они помогают властям содержать армию, констатировал премьер. По его определению, это не может относиться к предприятию, «которое платит минималку». В целом же с учетом заявленного «справедливого» принципа все граждане Украины будут разделены на две категории: на тех, кто воюет на фронте, и тех, кто работает и наполняет бюджет. Причем на одного воюющего должно приходиться восемь работающих. «Если соотношение меньше, тогда эффективность уже теряется, это означает, что мы не будем иметь возможности обеспечивать наши Силы безопасности и обороны», – указал Шмыгаль.
Примечательно, что еще в середине февраля в ходе обсуждения предложенного механизма экономического бронирования замруководителя офиса президента Украины Ростислав Шурма называл иные параметры соотношений. По его оценке, с учетом определенной стоимости обучения, вооружения, содержания и денежного обеспечения на одного мобилизованного средняя общая сумма расходов составляет где-то 80 тыс. грн в месяц. «Поэтому в тылу четыре-пять человек должны ежедневно работать, чтобы обеспечить бюджету эти деньги», – разъяснил журналистам Шурма.
Следовательно, чтобы мобилизовать дополнительно 500 тыс. человек, необходимо предусмотреть экономическую бронь для 2 млн работников. А основанием для выбора предприятий также должны послужить выплачиваемые ими зарплаты на уровне 20–35 тыс. грн (1 грн – 0,026 долл.) в месяц, прикинули тогда же эксперты. И сразу предупредили, что такой подход поставит в заведомо невыгодное положение небольшие, в том числе сельские населенные пункты, которые окажутся не в состоянии тягаться по уровню заработков с крупными городами. Кроме того, несмотря на очевидную экономическую целесообразность такого подхода, многие увидят в нем лишь возможность для богатых откупиться от призыва в армию, предупредили аналитики.
Впрочем, бывший депутат Верховной рады Спиридон Килинкаров уверен, что упомянутые планы по экономическому бронированию будут реализованы правительством независимо от того, каким по содержанию в итоге окажется утвержденный закон о мобилизации. И также очевидно, что украинский кабмин создаст возможность по регулированию возникающих вопросов по ходу набора призывников. При этом в первую очередь будут призываться те, кто сейчас не работает или получает невысокие зарплаты, а также сотрудники предприятий, не играющих большой роли для формирования центрального бюджета. «Для них не будет предусмотрено ни брони, ни отсрочек. Фактически это означает осуществление призыва по социальному признаку, при котором мобилизационные мероприятия будут определяться уровнем доходов военнообязанных. К тому же первым делом под армейский набор попадут жители регионов, малых городов и сел. А все это приведет к дальнейшему расслоению общества. В итоге люди начнут понимать: нет единого украинского государства, а есть страна для богатых и страна для бедных. И если первые предназначены для того, чтобы принимать различные законы и решения, определяющие общие порядки, то бедным только предоставляется возможность воевать за сохранение соответствующих прав богатых», – конкретизировал в комментарии для «НГ» Килинкаров.