Гаити стремительно погружается в хаос

гаити, политика, столкновения, гангстеры

Уже больше недели в Гаити длятся настоящие бои гангстеров с местными правоохранителями. Столкновения идут в столице страны Порт-о-Пренсе, в том числе возле президентского дворца. Премьер-министр и исполняющий обязанности президента Ариэль Анри, находящийся, по-видимому, в Пуэрто-Рико, не возвращается на родину. Его популярность низка, его возможности навести порядок невелики. Гаити, и так являющееся одним из самых бедных государств мира, с весьма непрочными институтами власти, все глубже погружается в хаос. За рубежом не понимают даже, с кем договариваться о доставке гуманитарной помощи. Тем не менее перспектива международной интервенции в Гаити с целью спасти то, что можно спасти, с каждым днем становится все реальнее.

В Порт-о-Пренсе постоянно звучат выстрелы. Гангстеры атакуют правительственные здания, полицейские участки. Их лидер Джимми Шеризье по кличке Барбекю не выдвигает амбициозных политических идей о переустройстве общества, а призывает к одному: чтобы нынешний премьер ушел в отставку. Шеризье – бывший полицейский, ответственный за многочисленные убийства, в том числе с помощью огнеметов (отсюда и кличка), был знаком с застреленным в 2021 году президентом страны Жовенелем Моизом. Возможно, тут кроется причина недовольства Барбекю (хотя он сам так не говорит). Главный прокурор Порт-о-Пренса Бед-Фора Клод перед отставкой успел обвинить Анри в организации убийства Моиза.

Кто является настоящим лидером Гаити – это вопрос, на который нет однозначного ответа. Уличные банды в стране куда влиятельнее полиции. Пенитенциарные учреждения Гаити бандиты контролируют более уверенно, чем правоохранительные органы. В конце февраля устроенная Шеризье осада двух крупнейших тюрем страны окончилась успехом. В результате 4,7 тыс. заключенных были освобождены. Решением Анри в Гаити объявлен режим чрезвычайного положения. Другое дело, что страна из него и не выходила. Даже до последней вспышки насилия гангстеры контролировали до 80% территории столицы, и убийства, кражи и похищения здесь происходили постоянно.

Анри относится к числу тех политиков, чей авторитет за рубежом выше, чем у него дома. Его идеи о вводе иностранных войск под эгидой ООН пока не поддержаны. CША эвакуируют своих граждан из страны и усиливают охрану дипмиссии. Но они наотрез отказываются посылать в Гаити войска. Есть шансы уговорить на участие в интервенции Кению и Бенин. Во всяком случае Анри лично ездил в Кению, чтобы договориться о переброске кенийских силовиков. Правда, где сейчас находится сам гаитянский лидер, точной информации нет. Последний раз его видели в Пуэрто-Рико. В заявлении МИД Доминиканской Республики, граничащей с Гаити, говорится, что Анри и власти США просили доминиканское правительство разрешить его самолету приземлиться на территории страны. Однако доминиканские власти ответили отказом. Лидеры государств стран Карибского бассейна и их представители в понедельник, 11 марта, планируют встретиться на Ямайке и обсудить ситуацию.

В позапрошлом веке у Гаити был опыт полного распада государства на несколько квазигосударственных образований, отметил в разговоре с «НГ» главный научный сотрудник Центра латиноамериканских исследований Института всеобщей истории РАН Андрей Щелчков. Повторения бесконечной войны банд друг с другом без наличия единого даже формального центра нельзя исключать и сегодня.

«Даже коррумпированный политик, преследующий личные интересы, был бы выгоднее тому же Вашингтону. В прошлом веке американцы могли бы поставить у власти в Гаити диктатора, который бы терроризировал население, воровал бы, но навел бы некий порядок. Сейчас так не сделаешь. Разбираться в гаитянских делах не горят желанием и в ООН», – считает эксперт.

Поэтому и с Анри диалог все-таки ведут. Это позволяет вести разговор хоть с кем-то о работе в Гаити врачей (медики ООН присутствуют и получают достойную оплату), школ и полицейских. «Проблема Гаити в том, что возиться с ним никому не выгодно. Здесь нет больших месторождений полезных ископаемых. Правда, в Гаити можно развивать сельское хозяйство и, потенциально, туристическую инфраструктуру: в стране остались хорошие, относительно надежно охраняемые туристические пляжи. Но зачем во все это вкладываться, если совсем рядом есть куда более привлекательная для инвестора Доминиканская Республика?» – констатирует Щелчков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *