В четверг в Белоруссии состоялись выборы в верхнюю палату парламента – Совет республики. Все его члены войдут в состав Всебелорусского народного собрания (ВНС). До 10 апреля продолжается выдвижение кандидатов от общественных организаций, которым также предстоит заседать в этом органе, которому теперь предстоит принимать самые судьбоносные для страны решения. Между тем наблюдатели отмечают, что «Белая Русь», которую многие рассматривали как партию власти, по итогам формирования парламента не обретает этого статуса. Эксперты полагают, что Александр Лукашенко не готов делиться властью.
Членов Совета республики Национального собрания выбирали в Белоруссии 4 апреля. Депутаты местных советов отдали свои голоса за 56 кандидатов – по восемь человек от каждой области и Минска.
Еще восьмерых затем назначит лично Александр Лукашенко. 9 апреля ЦИК Белоруссии подведет итоги выборов и назначит дату первого заседания Совета Республики.
Впрочем, поскольку кандидатуры были известны заранее, эксперты успели оценить состав верхней палаты парламента. Все это люди заслуженные и ответственные. Среди них главы областных и районных советов депутатов, чиновники, руководители крупных предприятий и колхозов, представители медицинских и образовательных учреждений. Партийные билеты имеются лишь у трети из них. Один депутат – коммунист, еще 16 – представители «Белой Руси».
Весь депутатский корпус Совета республики войдет в число участников Всебелорусского народного собрания, комплектование которого является завершающим этапом формирования нового состава законодательной власти Белоруссии.
Сейчас проходят съезды ведущих общественных организаций, которым доверено делегировать своих представителей в ВНС, – от каждой по 80 человек. Первым определился Белорусский союз женщин, а общественное объединение «Белая Русь», не только одноименная, но и «материнская» по отношению к соответствующей партии организация, проведет свой съезд 6 апреля.
И пропагандисты, и чиновники считают ВНС высшей формой подлинной национальной белорусской демократии. ЦИК сообщает о задачах этого органа: «Народное вече будет утверждать важнейшие для страны документы: Основные направления внутренней и внешней политики, Военную доктрину, Концепцию национальной безопасности, Программу социально-экономического развития, выносить решения о легитимности выборов, избирать судей, председателя и членов ЦИК – под его контролем будут все важные для жизни страны процессы».
Председатель партии «Белая Русь» и одновременно одноименного объединения Олег Романов так определяет критерии отбора делегатов на ВНС: «Это должны быть люди из народа, хорошо знающие жизнь, общественные процессы, глубоко погруженные в свою профессиональную деятельность. И это является необходимым условием для принятия ответственных, взвешенных, зрелых решений на Всебелорусском народном собрании. Не менее, а может быть, и более важным является критерий патриотизма. Человек должен искренне любить свою страну, быть заинтересованным в ее развитии и процветании».
Интернет-портал «Белта» приводит и такую оценку Романова: «Всебелорусское народное собрание уже показало свою конструктивность. Оно, прямо скажем, спасало нашу страну в очень непростые периоды ее исторического развития, и сейчас задача та же – быть силой, которая удержит наше общество от принятия неверных решений, позволит не пойти по ложному историческому пути».
Между тем многие эксперты отмечают, что и роль ВНС, и значение самой «Белой Руси» – это пока не вполне очевидные вещи. В частности, констатируется, что «Белая Русь» так и не стала абсолютно доминирующей политической силой на парламентском уровне. В Палате представителей у нее, конечно, большинство (51 из 110 голосов), но не решающее.
Политический аналитик Артем Шрайбман отмечает, что логика новой редакции Конституции говорит о стремлении создать систему институтов-страховок, которые бы не позволили следующему главе государства отказаться от наследия Лукашенко. Однако реализуется эта стратегия довольно непоследовательно. Шрайбман полагает: «Что с ВНС, что с партией власти «реформа» получилась недоделанной. ВНС получило много стратегических и абстрактных полномочий, но все реальное управление страной – силовики, правительство и местная вертикаль – осталось президенту».
Эксперт указывает, что неполное доверие к «Белой Руси» проявилось не только в результате парламентских выборов, но и в постоянных разговорах Лукашенко о том, что никакой партии власти в Белоруссии не будет, а партийное строительство – это скорее дань западной моде.
Шрайбман считает, что проблема в опасениях Лукашенко, которого тревожит возможность перерождения такой партии в автономную силу. «Сначала большинство в парламенте, потом в ВНС, свой председатель, его аппарат и люди на местах. Пока лидер режима силен, система работает как часы. А при любом серьезном кризисе институты просыпаются, и вот ты уже Виктор Янукович, которого отрешает от власти своя же партия», – отмечает эксперт.
И резюмирует: «Если такой подход Лукашенко к делу продолжится, то инерция и прокрастинация будут и дальше брать верх над необходимостью что-то менять в институциональной рамке режима. А это означает, что автократ будет и дальше находить причины откладывать важные решения до тех пор, пока биология не примет их сама».