Россия повернулась к Китаю

китай, кнр, визит путина в китай, международные отношения, политика, экономика, путин, си цзиньпин

Продолжается визит российского лидера в Китай. Он начался 15 мая и продлится до 17 мая. Когда председатель КНР Си Цзиньпин приветствовал президента РФ Владимира Путина на площади Тяньаньмэнь в Пекине, это не было формальной церемонией. Она предшествовала переговорам, которые подтвердили намерение двух держав координировать действия на международной арене и в сфере экономики. Но отсюда не следует, что разногласий двух стран нет. Так, по Украине позиции России и КНР не полностью совпадают. В то же время оба лидера сознают, что могут обеспечить безопасность своих стран, только поддерживая друг друга. И нажим Запада побуждает их теснее сплотиться.

Как заявил Путин во время своего визита, российско-китайское партнерство не направлено против третьих стран. В то же время оно постоянно развивается, совершенствуется, диверсифицируется за счет новых форматов и сфер. Расширяется его нормативно-правовая база.

Телеканал CNBC в этой связи отмечает, что подобные формулировки в выступлениях двух лидеров, а также принятые по итогам переговоров документы заставляют Запад напрячься. Хотя Китай и Россия не союзники, их взаимоотношения – это не брак по расчету, они многослойны и полны нюансов.

Один из таких нюансов – конфликт в Украине. Высказываясь по этому поводу, Путин был весьма лаконичным. «Мы признательны китайским друзьям, коллегам за те инициативы, которые они выдвигают по урегулированию этой проблемы», – сказал он.

Андрей Островский, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН, в разговоре с «НГ» описал ситуацию следующим образом: «Позиция Китая не изменилась. Когда он выдвинул план из 12 пунктов, там главным были мирные переговоры. Россия не возражает. Но ведь президент Украины Владимир Зеленский категорически запретил вести мирные переговоры. Китай по этому поводу осторожен. Он отказался осудить РФ под давлением Запада, но оставляет дверь открытой для участия в саммите по Украине, который собирается созвать Швейцария».

Тем не менее, как говорит Сэм Грин, директор программы «Европа» в аналитическом центре в Вашингтоне, укрепление российско-китайских отношений – это неизбежность. Причем решения западных правительств только подталкивают Москву и Пекин стоять спиной к спине. Ни Путин, ни Си не могут добиться того, чего хотят, внутри своих стран и на мировой арене без поддержки друг друга.

С другой стороны, отношения двух держав не симметричные. У Китая может вести себя гораздо более гибко, чем Россия. Все же неверно характеризовать отношения Китая и России как неравноправное партнерство, заключил Грин.

Наташа Кэрт, старший преподаватель в колледже King’s College в Лондоне, высказывается примерно в том же ключе: «Может показаться, что единственной базой российско-китайских отношений служит неприязнь к Западу. Но есть другие компоненты, которые сближают Москву и Пекин. Россия получает выгоду от торговли с Китаем, особенно в области энергетики. А Китай тоже получает выгоду от взаимодействия с Россией в обеспечении безопасности и стабильности в Центральной Азии. Для Китая также полезно изучать российский боевой опыт и успехи России в освоении военных технологий. «Мы на Западе недооценили крепость китайско-российских отношений», – признает Кэрт.

В беседе с «НГ» Андрей Карнеев, руководитель Школы востоковедения в Высшей школе экономики,отметил: «Стоит задуматься: почему отношения стратегического партнерства с Китаем успешно развиваются почти 30 лет? А когда существовал Советский Союз, прошло менее 10 лет, и разругались. В чем была причина? Тогда была идеология во главе угла, мы думали, что по всем вопросам должны иметь единое мнение. А сейчас каждая сторона отдает приоритет национально-государственным интересам. То есть мы не подчиняем все идеологии, а говорим: где-то у нас очень близкие позиции, где-то имеем разные интересы. Например, Россия экспортирует углеводороды, а Китай их импортирует. Россия хочет, чтобы цена повыше была, а Китай – чтобы пониже. Это нормально. Так, по газу – по второй ветке «Сила Сибири» тоже не будет, вероятно, какого-то прорыва. Отношения не обходятся без споров, как и должно быть между партнерами».

Однако Островский сказал «НГ», что для России складывается не очень благоприятная экономическая конъюнктура. Дело в том, что Китай хочет избежать вторичных санкций. И потому, хотя Китай, возможно, продолжает поставлять России материалы и оборудование двойного назначения, прямые платежи в рублях и юанях с ведущими китайскими банками не проходят. Приходится искать какие-то мелкие банки или посредников в третьих странах. 

За визитом следили авторы общественно-политических Telegram-каналов. «Очень своевременные числа опубликовал ВЦИОМ. Исследователи спросили народ об отношении к Китаю. 72% россиян полагают текущие двусторонние отношения дружественными, добрососедскими (максимум с 2005 года, тогда так считали 34%); 14% называют их спокойными; только 8% дают негативную оценку», — пишут авторы канала «Мюсли вслух».

«Российский фонд прямых инвестиций установил сотрудничество с китайскими медиа-партнерами для взаимного продвижения кинопродукции на рынках России и Китая, — отмечает «Темник».

Такие договоренности достигнуты в рамках государственного визита Президента РФ Владимира Путина в Китай. РФПИ планирует развивать партнерство с производителями кинофильмов и телесериалов в Китае, чья продукция имеет потенциал для международного выпуска, в том числе на российском рынке».
«В перспективе — что высочайшему и продолжающему расти уровню стратегического взаимодействия в мире, где предстоит пересобрать заново правила глобальной игры минимум на поколение вперед, с китайской стороны альтернатив нет точно так же, как и с нашей», — полагает «Адекват».

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *