Правительством президента Хавьера Милея нанесен, возможно, самый сильный удар по благосостоянию аргентинцев. Он, преодолев попытки его оппонентов заблокировать его инициативу через суд, все-таки добился разрешения повысить цены на проезд в метро. В Латинской Америке, где доступный общественный транспорт является предметом гордости государства, подобные эксперименты часто заканчиваются взрывом возмущения и массовыми протестами.
Жители Буэнос-Айреса в пятницу, 17 мая, испытали настоящий шок, когда, спустившись, как всегда, в метро, обнаружили, что одна поездка, вместо привычных 125 песо (14 центов в долларовом исчислении) стоит аж 574 песо (64 цента). Для сравнения: минимальная зарплата в стране – где-то около 300 долл. в месяц. А общественным транспортом пользуются как раз небогатые люди (в том числе студенты, которые в Аргентине традиционно самая социально активная страна общества). Но аргентинский президент, в своем намерении стабилизировать экономику, не стесняется давить на больные точки общества и трогать незащищенные слои населения.
Повышение цен на одну ночь сразу на 360% стало возможно после того, как Милей после нескольких недель судебных слушаний добился пересмотра решения суда, запретившего правительству сокращать субсидии на общественный транспорт. Возможно, окрыленный успехом президент пойдет еще дальше. Милей не прочь сократить или перестать индексировать пенсии, но от этого его отговаривают. А возможно, дальше последуют массовые протесты. Напрашиваются аналогии с событиями осени 2019 года в Чили. Здесь мощные протесты, повлекшие за собой первое, со времен диктатуры Аугусто Пиночета, введение режима чрезвычайного положения, вспыхнули как раз из-за повышения цен на общественный транспорт. Милей рискует, объясняя при этом, что иного пути нет.
А метро для аргентинцев – национальная гордость, наравне с качественным бесплатным образованием, позволяющим трудоустроиться в Европе. На образование Милей, кстати, тоже покусился. Бурные протесты пошли по всей стране после решения сократить расходы на высшие учебные заведения на 70% (см. «НГ» от 24.04.24) Состояние аргентинской подземки с московской, конечно, не сравнить. И это тоже вызывает возмущение жителей Буэнос-Айреса: в общественный транспорт правительство не вкладывалось годами, а платить придется больше.
Метро Буэнос-Айреса открылось в 1913 году. Тогда экономика южноамериканской страны была на подъеме. Однако впоследствии из одной из самых процветающих в мире Аргентина стала назиданием другим государствам, наглядным примером того, что может произойти, если не соблюдать финансовую дисциплину и стараться сохранить перегруженную социальную систему даже невзирая на дефолты. Их пока набралось девять, последний – в мае 2020 года.
Процесс обнищания Аргентины длится десятилетиями. И, выбирая сторонника радикальных и жестких реформ, аргентинцы, конечно, понимали, что придется пойти на жертвы. Но они не совсем представляли, на какие именно. Молодым аргентинцам в наследство досталась перегруженная социальными льготами страна с огромными долгами и взлетевшим уровнем преступности. В последние годы Буэнос-Айрес превращается из европейского города скорее в город латиноамериканский, с присущими ему криминальными проблемами.
Аргентинский президент рапортует о достигнутых за полгода его правления успехах. Инфляция снизилась, в апреле составив 8,8% – небывало низкая цифра по местным меркам. Бюджет после «затягивания поясов» впервые за многие годы оказался в профиците, курс песо стабилизировался. Однако все эти победы в конечном счете могут дать лишь временный эффект и окончиться крахом.
Дело в том, что производить страна больше не стала. И богаче аргентинцы тоже не стали: безработица составляет 20%. С похожим процессом столкнулась и Россия на рубеже веков, но ее спасли подскочившие цены на энергоносители. Спрос пока лишь сужается и не разжимается. А конкуренцию с зарубежными производителями в случае отмены пошлин (следующий уже анонсированный шаг президента-реформатора) местный бизнес может не осилить.
Аргентинцы протестует против Милея постоянно. Профсоюзы организовывали всеобщую забастовку 25 января и совсем недавно – 9 мая. Но это протесты общенациональные. А акции меньшего масштаба проходят практически каждые выходные.
Несмотря на это, рейтинг президента остается относительно высоким: его поддерживает половина населения. На этой поддержке правительство и держится. Милею верят, с ним связывают надежды на простые и быстрые решения сложных проблем. Поэтому президенту позволяют многое, даже резкие высказывания, граничащие с абсурдом. В нем особая магия эпатажных политиков, таких как Дональд Трамп и Борис Джонсон. Правда, и тот и другой в итоге ушли от власти. Такая же судьба может постигнуть и Милея, и тогда ему припомнят все его ошибки.
Но пока аргентинский президент держится. Международный валютный фонд хвалит его и дает стране, недавно пережившей технический дефолт, новые кредиты. «Пружина» экономики сжата и еще не «выстреливает». Не факт, что население готово терпеть это долго.