Ведущий независимый белорусский исследовательский центр BEROC презентовал новый доклад о состоянии экономики страны и потребительских трендах. Эксперты отмечают, что ситуация в целом неплохая. Одно из свидетельств этому то, что о падении доходов заявляет лишь четверть респондентов. Но даже большинство из них признаются, что уже могут позволить себе не экономить на еде. Между тем главной проблемой остается растущий дефицит кадров. Эксперты считают, что меры, которые предлагает для ее решения власть, вряд ли дадут эффект.
Исследовательский центр BEROC представил результаты очередного анализа экономики Белоруссии и ее оценок со стороны простых граждан. Главный вывод: в первом квартале, несмотря на негативные ожидания, экономика продолжала расти. И соответственно улучшался настрой белорусов. Эксперты признали, что зафиксировали заметное снижение доли респондентов, заявивших о падении своих доходов. При этом отмечается, что сократилось число людей, экономящих на еде и развлечениях.
Эксперт центра Виолетта Панасевич отмечает: «У нас минимальная доля респондентов, сообщивших о падении своих доходов, – 26%. И если мы откинем влияние курса и рост цен, то доля сокращается до 16%». При этом весьма характерно, что среди тех, кто жалуется на падение дохода, преобладают индивидуальные предприниматели и самозанятые, а отнюдь не работники госсектора.
«Стоит, наконец, порадоваться за белорусов, так как сократилась доля людей, которые экономят на еде. Раньше у нас она была довольно высокой, а сейчас об этом говорит четверть от той четверти, у которой снизились доходы. И довольно заметный сезонный фактор: сократилась доля людей, которые экономят на развлечениях», – говорит эксперт.
При этом люди вполне адекватно оценивают главные проблемы экономики страны. На первое место среди них 52% поставили отток квалифицированных кадров. На втором месте – санкции, а на третьем – конфликт в соседней стране. Но проблема с кадрами начинает осознаваться как наиболее острая. «Около половины респондентов сообщают, что наблюдают нехватку кадров в области, в которой они работают. Это на 10% больше, чем было полгода назад», – отмечает эксперт.
Потребительская активность белорусов, несмотря на проблемы, растет. Около половины респондентов признались, что стали тратить больше денег на разнообразные покупки, нежели полгода назад. Около половины респондентов говорят, что экономическая ситуация в стране либо улучшилась, либо не изменилась. Также большинство опрошенных полагают, что материальное положение их семьи либо улучшилось, либо не изменилось, а 27% даже считают, что в перспективе их доходы возрастут.
Причины продолжения роста экономики в первом квартале объяснил на презентации исследования экономист центра BEROC Дмитрий Крук: «Потребление домашних хозяйств – главный локомотив, толкающий внутренний спрос и экономику в целом». Аналитик указывает, что хорошие показатели обрабатывающей промышленности и торговли свидетельствуют именно об этом. Также неплохие результаты демонстрируют столь разные отрасли, как сельское хозяйство и IT-отрасль.
«В статистике Белстата видим, как и раньше, снижение, так как сравнивается с началом прошлого года, однако если сравнивать период к периоду, то есть цепные показатели между собой, то фактически можно сказать, что, вероятно, дно в IT-сфере достигнуто и «айтишка» оттолкнулась от дна», – полагает эксперт.
Даже внешняя торговля демонстрирует рост. Крук объясняет это следующим образом: «Никакого феномена нет. Вернулись к тому объему, который был примерно до августа 2023 года. И отчасти эта динамика, полагаю, для всех очевидна: она обусловлена динамикой экспорта именно в Россию, так как сегодня это главная страна, куда поставляются белорусские товары».
В свою очередь, аналитик BEROC Анатолий Харитончик в своей части презентации отметил, что рост цен в Белоруссии остается довольно низким. «Главным фактором, почему инфляция у нас остается такой низкой, – тотальный ценовой контроль со стороны правительства, препятствующего переносу проинфляционных факторов в рост цен. Благодаря административному вмешательству в этом году инфляция в базовом сценарии прогнозируется в диапазоне 5–7%, а не 10%, какой она могла бы быть без этого чрезмерного ценового контроля», – отмечает эксперт.
Несмотря на то что все эти показатели демонстрируют, что власти удается справляться с давлением на экономику санкций, остается неясным, как она предполагает решать кадровую проблему.
Данные Республиканского банка вакансий свидетельствуют, что за три весенних месяца рост количества востребованных работников составил почти 18 тыс. человек. Причем он затрагивает самые разные сферы – от слесарей до врачей.
Недавно президент Александр Лукашенко выдвинул такую идею: «Надо строить, как это правильно в советские времена было: создаем какое-то предприятие солидное, а вокруг него – жилье, чтобы людей привлечь, и нормальную зарплату».
Дмитрий Крук отмечает: «Это не решит саму проблему, потому что в таком случае дефицит кадров будет более остро стоять в том регионе или отрасли, откуда случился переток людей. Тем более что в масштабе всей экономики количество трудовых ресурсов от этого не изменится».
Эту идею можно было бы применить при хорошей демографической ситуации, но население страны ежегодно сокращается. А кроме того, эксперт напоминает: «Около 300 тыс. человек переехали в другие страны (точных официальных данных нет, а оценки экспертов разнятся). Это еще больше усугубляет ситуацию».