Во Франции впервые без участия представителей России начались трехдневные памятные мероприятия, посвященные 80-летию высадки союзников по антигитлеровской коалиции в Нормандии. В них участвуют главы многих государств, которые делали в том числе политические заявления. Самое громкое из них на сегодняшний день принадлежит Джозефу Байдену. Президент США высказался против того, чтобы Украина наносила удары по «старой» территории РФ, в частности, бомбила Москву.
Серия юбилейных церемоний началась утром в среду в городе Плюмелек, что в Бретани. Там почтили память французских подпольщиков и британских спецподразделений, совместно атаковавших в этом городе германские войска 5 июня 1944 года и подготовивших, таким образом, операцию «Оверлорд» – ту самую высадку союзников в Нормандии. Высокие иностранные гости стали прибывать во Францию только в четверг, 6 июня. В их числе король Великобритании Карл III, премьер-министр Канады Джастин Трюдо, президент Италии Серджо Маттарелла, канцлер ФРГ Олаф Шольц, глава Евросовета Шарль Мишель. Сами памятные мероприятия будут проходить в нескольких городах, так или иначе связанных с высадкой союзников. Они включают в себя встречи ныне живущих ветеранов Второй мировой, возложения венков, торжественные речи. И, разумеется, там, как и всегда в годовщину событий 6 июня 1944 года, делаются политические заявления.
Ожидалось, что главное из них будет сделано президентом Франции Эмманюэлем Макроном. По данным СМИ, он собирался сообщить о своем решении направить французских инструкторов в Украину (см. «НГ» от 4.06.24). Однако заявление Макрона, если оно будет сделано, скорее всего перенесено на 7 июня. В этот день состоятся его отдельные переговоры с президентом Украины Владимиром Зеленским. Он тоже является участником мероприятий в Нормандии. Ему, в отличие от представителей России, приглашение прислали. Переговоры Зеленского и Макрона пройдут уже в Париже.
Там украинский лидер также встретится с министром вооруженных сил Франции Себастьеном Лекорню, посетит заводы, где производят боеприпасы и вооружение, поставляемое украинской армии, и выступит перед французскими законодателями.
Тысячи человек собрались в Нормандии,
чтобы почтить память тех, кто спас Европу
от фашизма. Фото Reuters
А в Нормандии главное политические заявление сделал Байден. В интервью в прямом эфире телекомпании ABC, данном на кладбище, где покоятся американские солдаты, он положил конец разным трактовкам заявлений чиновников Белого дома, касающимся важнейшей темы – применения Украиной поставляемого Западом оружия. «Мы не позволяем наносить удары на 200 миль вглубь России, и мы не позволяем наносить удары по Москве, по Кремлю», – сказал Байден. По контексту интервью не очень понятно, говорил ли он только об оружии американского производства или обо всем иностранном вооружении. Скорее имелось в виду первое, а не второе.
Дело в том, что однозначной позиции НАТО по данному вопросу не выработано. Она есть только у Евросоюза. На встрече глав министров обороны и иностранных дел стран ЕС, которая прошла 28 мая в Брюсселе, решено, что удары западным оружием по всей территории России возможны, но только с индивидуального согласия стран-поставщиков. Генсек НАТО Йенс Столтенберг остался недоволен этим решением. Он считает, что удары по России надо санкционировать на надгосударственном уровне. Но после высказывания Байдена вряд ли Столтенберга поддержат. А вот как поведет себя французский лидер, не ясно.
«Вполне возможно, что Макрон и объявит об отправке военных инструкторов. Он получил репутацию одного из главных ястребов Европы, теперь вынужден ее оправдывать. Кроме того, де-факто французы в украинской армии уже есть, и в каком-то смысле речь идет о признании имеющегося положения», – сказал «НГ» ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров.
Вместе с тем он напомнил слова премьер-министра Франции Габриэля Атталя. Тот утверждал, что решение об отправке инструкторов в Украину находится лишь на стадии обсуждения. Впрочем, зачастую слова президента Франции и ее премьера расходятся. По мнению эксперта, заявление американского лидера на решение Макрона не повлияет.
«Слова Байдена проводят своеобразную красную линию, но весьма странную, поскольку в целом получается, что по России удары наносить все-таки можно», – говорит Федоров. Он добавил, что пока еще не ясно, чем будут заниматься французские военные в Украине. Не исключено, что их функции действительно ограничатся обучением военных и обслуживанием техники. По мнению эксперта, сомнительно, что отправленные специалисты будут непосредственно участвовать в боевых действиях. «Несмотря на то что 60% французов одобряют помощь Украине, рисковать жизнями своих соотечественников они не хотят. Вряд ли идея прямого участия в военном конфликте вызывает энтузиазм и в военных кругах Франции», – считает эксперт.