Лидер движения «Тавуш во имя Родины», архиепископ Тавушской области Баграт Галстанян назначил еще один судьбоносный для Армении день – 12 июня. По словам оппозиционера, все его сторонники должны собраться у стен парламента, чтобы «поработать». В то же время в Нацсобрании премьер-министр республики Никол Пашинян будет отвечать на вопросы депутатов.
Чем меньше людей собирается вокруг Галстаняна, тем они агрессивнее. Так, в минувшее воскресенье, которое тоже должно было «все изменить», он заявил, что Пашинян может быть свергнут в ближайшие 96 часов, и направил несколько тысяч своих сторонников сначала на здание парламента, а затем на квартал правительственных дач. Противники премьера всю ночь провоцировали полицию на уличные столкновения, но сами напасть так и не решились. В результате оппозиция начала добиваться свержения премьера через парламентские процедуры, разбив у входа в Нацсобрание палаточный лагерь.
«Я уверен, что мы достигнем успеха, так как движение прошло точку невозврата. Нам некуда отступать, мы не можем вернуться домой, потому что, если уйдем, потеряем все», – заявил один из организаторов движения «Тавуш во имя Родины» Сурен Петросян.
Однако с законными процедурами тоже не все пошло по плану. На протяжении месяца Галстанян обещал своим сторонникам, что они добьются импичмента главы правительства. Для запуска этого процесса нужно 36 депутатских голосов, а для его успешного завершения – 54 голоса. В двух оппозиционных фракциях – «Армения» и «Честь имею» – в общей сложности 35 народных избранников. При этом за месяц с начала протестов в Ереване противники Пашиняна не смогли переманить на свою сторону ни одного другого депутата.
В связи с этим секретарь фракции «Армения» Арцвик Минасян рассказал, что оппозиция будет продвигать не импичмент премьер-министра, а призыв к его отставке. Ключевая разница в том, что первая процедура ведет к увольнению главы правительства, а вторая – к сообщению о том, что парламент хочет этого. При этом подобные заявления принимаются большинством голосов членов Нацсобрания, участвующих в голосовании, если в нем приняло участие более половины от общего числа депутатов.
В данном случае под предложением проголосовать за призыв к отставке Пашиняна подписались 33 оппозиционных парламентария. Еще два не смогли этого сделать «по техническим причинам». При этом партия власти «Гражданский договор» отказалась рассматривать инициативу. Таким образом, внеочередное заседание Нацсобрания по этой теме состоится вечером 17 июня, но без провластных депутатов никакого обращения к Пашиняну в итоге принято не будет.
«Назовите хотя бы одну причину, по которой мы не должны этого делать (отказывать оппозиции. – «НГ»). Они каждый год меняют свое «лицо» и продолжают выдвигать одни и те же требования… То есть каждый раз, когда кто-то будет собирать 10–20 тыс. человек, правительство должно подавать в отставку? Вы серьезно? Две оппозиционные фракции вместе получили голоса 300 тыс. граждан, где они? Пусть хоть треть соберут», – заявил спикер парламента Ален Симонян.
В свою очередь, сторонники Галстаняна обещают вообще не пускать депутатов от партии власти на работу, если те не пойдут им навстречу. Кроме того, архиепископ призвал всех своих последователей собраться у здания парламента днем 12 июня, когда Пашинян будет отвечать на вопросы депутатов. «Нам предстоит очень важная работа», – подчеркнул священник. Провластные медиа воспринимали его слова как анонс попытки штурма Нацсобрания.
«Галстанян уже не думает о расширении своей аудитории. Вместо этого он пытается мобилизовать своих сторонников, которых становится все меньше. По сути, остаются самые преданные люди, которые всегда будут за него. С этим связан переход от демагогии к более насильственной тактике. Это довольно типичная история для таких движений: чем меньше в них людей, тем больше они склоняются к насилию», – говорит политолог Микаэл Золян.
Тем не менее, по мнению эксперта, люди могут протестовать еще несколько недель или взять паузу на лето, чтобы возобновить выступления осенью. Кроме того, Золян не исключил, что Галстанян хочет нарваться на силовое подавление, которое, с одной стороны, позволит ему прекратить политическую борьбу, а с другой – даст возможность сохранить лицо. При этом он полностью исключает вариант, при котором 12 июня протестующие захватят парламент и объявят себя новыми властями Армении – в этом случае их может ждать только операция армянских спецслужб.
Вместе с тем примечательно, что оппозиция добивается роспуска правительства, а не парламента. Противники Пашиняна вообще не заинтересованы в скорых выборах, так как переживают за их результат. В частности, Галстанян хочет возглавить временное правительство, чтобы построить «Духовную Армению», а затем избрать новый состав Нацсобрания.
Впрочем, политолог Грант Микаелян считает, настоящий план действий был у архиепископа только до 9 мая. На тот день как раз пришелся пик протестного движения. Дальнейшие шаги принимались наугад.
«Скорее всего после неудачной попытки добиться отставки Пашиняна через парламент Галстанян возьмет паузу до конца лета. Осенью протесты могут возобновиться. К сожалению, поводы для этого будут: Азербайджан требует сдачи новых территорий, изменения Конституции, открытия так называемого Зангезурского коридора, роспуска Минской группы ОБСЕ, а армянские власти сопротивляются неэффективно», – заключил Микаелян.